Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 13 мая 2022 года кассационную жалобу Штабского М.Е. на решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 18 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 ноября 2021 года по административному делу N 2а-6213/2021 по административному исковому заявлению Штабского Михаила Евгеньевича к руководителю Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области Хайрутдинову А.М, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области о признании незаконным распоряжения об исключении из распоряжения о проведении открытого аукциона земельных участков и внесении в него изменений.
Заслушав доклад председательствующего судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Штабский М.Е. (далее также - административный истец) обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к руководителю Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области Хайрутдинову А.М, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее - административный ответчик, МТУ Росимущества).
В обоснование административных исковых требований указано, что Штабский М.Е. являлся участником открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности.
В день проведения аукциона 21 апреля 2021 года административному истцу стало известно, что распоряжением руководителя МТУ Росимущества Хайрутдинова А.М. от 16апреля 2021 года N 16-198-р (далее также - распоряжение) внесены изменения в распоряжение руководителя МТУ Росимущества от 16 марта 2021 года N 16-126-р о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, в части снятия с аукциона земельных участков с кадастровыми номерами N, N и N.
Административный истец, полагая, что распоряжение является незаконным в части снятия с аукциона означенных земельных участков ввиду отсутствия к тому правовых оснований и нарушает его права и законные интересы, просил суд: признать незаконным распоряжение руководителя МТУ Росимущества Хайрутдинова А.М. от 16апреля 2021 года N 16-198-р.
Решением Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 18 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 ноября 2021 года, административные исковые требования Штабского М.Е. удовлетворены частично, признано незаконным бездействие МТУ Росимущества, выразившееся в неизвещении участника аукциона - Штабского М.Е. об отказе в проведении аукциона, оформленного распоряжением руководителя МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области Хайрутдинова А.М. от 16апреля 2021 года N 16-198-р. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной почтовым отправлением 13 мая 2022 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Штабский М.Е. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в части отказа в удовлетворении его требований в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Податель жалобы повторно указывает доводы, отраженные в апелляционной жалобе, рассматривает ошибочными выводы судов о наличии правовых оснований для снятия спорных земельных участков с аукциона, указывает на соответствие вида разрешенного использования спорных земельных участков (земли сельскохозяйственного назначения) цели аукциона о передаче в аренду земель для сельскохозяйственного производства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
МТУ Росимущества представило письменные возражения на кассационную жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 16 марта 2021 года руководителем МТУ Росимущества Хайрутдиновым А.М. вынесено распоряжение N 16-126-р о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, а именно:
земельного участка с кадастровым номером N площадью 2 474 906 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" (лот N);
земельного участка с кадастровым номером N площадью 99 494 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" (лот N);
земельного участка с кадастровым номером N площадью 629 418 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" (лот N);
земельного участка с кадастровым номером N площадью 11 154 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" (лот N).
13 апреля 2021 года организатором аукциона от Штабского М.Е. приняты заявки о его намерении участвовать в указанном аукционе на право заключения договора аренды вышеозначенных земельных участков.
Протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N 8, полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, входящими в состав находящегося в федеральной собственности единого землепользования, местоположение: "адрес" (кадастровый N) площадью 21994049 кв.м переданы органам государственной власти Республики Татарстан в целях бесплатного предоставления для строительства жилья экономического класса (индивидуального жилищного строительства) гражданам, имеющим трёх и более детей.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером N образован из земельного участка с кадастровым номером N. Земельные участки с кадастровыми номерами N и N образованы из земельного участка с кадастровым номером N.
Распоряжением руководителя МТУ Росимущества Хайрутдинова А.М. от 16 апреля 2021 года N 16-198-р внесены изменения в распоряжение руководителя МТУ Росимущества Хайрутдинова А.М. от 16 марта 2021 года N 16-126-р о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, в части снятия с аукциона земельных участков с кадастровыми номерами N, N и N.
Основанием вынесения распоряжения явился факт передачи полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками с кадастровыми номерами N, N и N органам государственной власти Республики Татарстан в целях бесплатного предоставления для строительства жилья экономического класса (индивидуального жилищного строительства) гражданам, имеющим трех и более детей, а также размещения объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры в соответствии с утвержденными проектом планировки территории указанных земельных участков.
Разрешая заявленные административные исковые требования и принимая решение об их частичном удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что МТУ Росимущества принято обоснованное решение о снятии с аукциона земельных участков с кадастровыми номерами N, N и N, поскольку разрешенное использование указанных земельных участков не соответствует целям использования таких земельных участков, а именно для строительства жилья, а также размещения объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры. При этом оспариваемое распоряжение принято уполномоченным на то должностным лицом, в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции, отвергая доводы апелляционной жалобы административного истца, согласился с выводами суда первой инстанции, правильно указал, что принятое решение о передаче земельных участков гражданам для строительства является основанием для изменения вида разрешенного использования. Кроме того, с учетом состоявшегося решения МТУ Росимущества, осуществляющее полномочия по распоряжению федеральным имуществом, не вправе распоряжаться спорными земельными участками, переданными органам государственной власти Республики Татарстан для дальнейшего предоставления гражданам.
Следовательно, административным ответчиком обоснованно земельные участки сняты с аукциона. Решение государственного органа о снятии с аукциона спорных земельных участков, облеченное в форму внесения изменений в распоряжение о проведении аукциона, не противоречит нормам права; федеральный законодатель, устанавливая случаи, при которых уполномоченным органом принимается решение об отказе в проведении аукциона, не предусмотрел определенной процессуально-правовой формы такого решения (распоряжение, приказ и т.п.).
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, считая их обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
В пункте 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация.
В соответствии с пунктами 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества; осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пункту 4 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, утверждённого приказом Росимущества от 19 декабря 2016 года N458, территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлена процедура подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 4 названной статьи проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке: обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка; обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 приводимой статьи; проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 указанной статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
В силу подпункта 5 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, в том числе если, в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.
Согласно пункту 24 вышеуказанной статьи, уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 данной статьи. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения. Организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки.
С учетом вышеприведённых установленных по делу обстоятельств вопреки утверждениям подателя жалобы административным ответчиком правомерно земельные участки с кадастровыми номерами N, N и N сняты с аукциона.
Доводы кассационной жалобы, в большинстве своем повторяющие доводы административного иска и апелляционной жалобы, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 18 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Штабского М.Е. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 22 июня 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.