Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Орловой И.Н. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 12 марта 2022 года кассационную жалобу представителя административного истца Мирзоева С.Д. по доверенности Миненковой А.О. на решение Октябрьского районного суда города Самары от 16 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 декабря 2021 года по административному делу N 2а-1774/2021 по административному исковому заявлению Мирзоева Саидасрора Давлятовича к Главному управлению МВД Российской Федерации по Самарской области о признании незаконными заключений, возложении обязанности выдать паспорт гражданина Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, изложившей содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, объяснения в ее поддержку представителя административного истца Мирзоева С.Д. по доверенности Гриненко Д.Ю, представителя ГУ МВД России по Самарской области по доверенности Ефимовой Д.Д, возражавшей относительно доводов жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заключением ГУ МВД России по Самарской области от 30 сентября 2020 года установлено отсутствие гражданства Российской Федерации Мирзоева С.Д, изъят паспорт гражданина Российской Федерации "данные изъяты", выданный 25 октября 2013 года, признан недействительным общегражданский заграничный паспорт гражданина Российской Федерации "данные изъяты", выданный УФМС России по Самарской области 2 августа 2017 года на имя Мирзоева С.Д.
Заключением ГУ МВД России по Самарской области от 18 декабря 2020 года N установлена личность иностранного гражданина или лица без гражданства, Мирзоев С.Д. признан гражданином Республики Таджикистан.
Мирзоев С.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Самарской области о признании незаконными указанных заключений, указывая, что основания для приобретения гражданства Российской Федерации имелись, поскольку он с 1985 года проживает на территории Российской Федерации. Решение Безенчукского районного суда Самарской области от 12 августа 2005 года, послужившее основанием для приобретения гражданства, имеется в подлиннике, не признано незаконным, недействительным.
Решением Октябрьского районного суда города Самары от 16 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 декабря 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 24 марта 2022 года, представитель Мирзоева С.Д. по доверенности Миненкова А.О. просит отменить вынесенные по делу судебные постановления как постановленные при неправильном применении норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов указывает, что Мирзоев С.Д. является гражданином Российской Федерации, гражданство приобретено в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Отмечает, что судами при рассмотрении настоящего дела допущены нарушения норм процессуального права, поскольку участие административного истца в судебных заседаниях не было обеспечено, чем нарушены его права. Кроме того, судами не дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам, имеющим ключевое значение.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему делу не допущено.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, пришёл к выводу о соответствии оспариваемых заключений миграционного органа требованиям действующего законодательства, принятии их в пределах предоставленных полномочий, отсутствии нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов, так как они соответствуют нормам материального и процессуального права, установленным по делу обстоятельствам не противоречат.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Между тем по данному административному делу таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении административного иска, судами не установлено, что судебная коллегия находит обоснованным.
Согласно части 1 статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
С 1 ноября 2002 года отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определяются Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"), согласно части 7 статьи 4 которого наличие у лица гражданства Российской Федерации определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона (1 июля 2002 года); б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом (статьи 3 и 5 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").
Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации (статья 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").
Паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, введен в действие Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации".
Документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (статья 42).
Частью 2 статьи 29 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" предусмотрено, что Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 51, 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325 (далее - Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства) при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.
После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что проверка по вопросам приобретения гражданства Мирзоевым С.Д. была проведена на основании запроса, поступившего из УФСБ России по Самарской области.
Мирзоев С.Д, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является уроженцем города Душанбе Республики Таджикистан, о чем ему отделом ЗАГС п. Таджихабад Вахшского района ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о рождении.
Впервые Мирзоев С.Д. документирован паспортом Российской Федерации от 5 октября 1994 года "данные изъяты", выданным ОВД Безенчукского района Самарской области.
5 июля 2002 года Безенчукским РОВД Самарской области Мирзоеву С.Д. в связи с обменом паспорта выдан паспорт "данные изъяты".
Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (действовавшим в период выдачи указанного паспорта) было предусмотрено, что гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного закона (6 февраля 1992 года), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации (часть 1 статьи 13), а также его положения предусматривали приобретение гражданства в порядке регистрации гражданами бывшего СССР, проживающими на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшими для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации (пункт "г" статьи 18).
Заключением ГУВД Самарской области от 5 ноября 2003 года установлено отсутствие гражданства Российской Федерации Мирзоева С.Д, паспорт гражданина Российской Федерации "данные изъяты" признан выданным в нарушение действующего законодательства, изъят.
Приговором Безенчукского районного суда от 2 июня 2004 года Саржан С.Н. (начальник паспортно-визовой службы Безенчукского РОВД) признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Указанным приговором установлено, что Саржан С.Н, превышая должностные полномочия, располагая сведениями о том, что граждане являются иностранными гражданами и не имеют права получать паспорта граждан Российской Федерации без их обращения с ходатайством к Президенту Российской Федерации, на основании подложных документов: паспортов, содержащих имитацию оттисков гербовой печати и штампа Посольского отдела России в странах бывшего СССР, нанесенные капельно-струйным способом, а также штампов о регистрации и снятии с регистрационного учета паспортно-визовых служб субъектов Российской Федерации, дал указание подчиненным сотрудникам ПВС Безенчукского РОВД, нанеся соответствующую резолюцию о замене паспорта по форме N 1-п, выдать подложный паспорт лицам, которые являлись иностранными гражданами, в том числе Мирзоеву С.Д, паспорт гражданина Российской Федерации "данные изъяты", выданный 5 июля 2002 года.
Мирзоеву С.Д. паспорт гражданина Российской Федерации от 15 ноября 2005 года "данные изъяты" выдан ОВД Безенчукского района Самарской области на основании заключения от 9 ноября 2005 года о признании его гражданином Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" с применением части 7 статьи 4 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Основанием послужило вступившее в законную силу решение Безенчукского районного суда Самарской области от 12 августа 2005 года (дело N2-102/05) об установлении факта постоянного проживания Мирзоева С.Д. на территории Российской Федерации с 10 апреля 1991 года (т. 1 л.д. 54-55).
25 октября 2013 года ОУФМС России по Самарской области в Безенчукском районе Мирзоев С.Д. документирован паспортом гражданина Российской Федерации "данные изъяты" в связи с достижением возраста 45 лет.
Согласно информации, поступившей из Безенчукского районного суда Самарской области, гражданское дело N 2-102/2005 по заявлению Мирзоева С.Д. об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации судом не рассматривалось.
Из письма Управления по борьбе с организованной преступностью МВД Республики Таджикистан от 28 октября 2020 года N установлено, что Мирзоев С.Д. является гражданином Республики Таджикистан и документирован общегражданским паспортом "данные изъяты", выданным ОМВД по району Вахш 13 января 2005 года. К письму приложена форма N 1 о выдаче Мирзоеву С.Д. вышеуказанного паспорта.
Принимая оспариваемое заключение от 30 сентября 2020 года, уполномоченный орган исходил из того, что Мирзоев С.Д. прибыл на постоянное место жительства в Российскую Федерацию после 6 февраля 1992 года и в силу Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" не приобрел российское гражданство в установленном законом порядке.
В тот же день, руководствуясь частью 1 статьи 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", по рапорту начальника УВМ ГУ МВД России по Самарской области Акимова Д.В. инициирована процедура установления личности в отношении Мирзоева С.Д.
Постановлением судьи Советского районного суда города Самары от 23 декабря 2020 года Мирзоев С.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным принудительным выдворением за пределы Российской Федерации с выездом в Республику Таджикистан; до административного выдворения постановлено его содержание в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основе обстоятельства, имеющие значение для административного дела, применительно к нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям, допросив в судебном заседании лиц, фамилии которых фигурировали в тексте решения Безенчукского районного суда от 12 августа 2005 года, иных свидетелей, оценив сведения, содержащиеся в экспертных исследованиях от 19 февраля 2021 года N и от 12 апреля 2021 года N, подготовленных Обществом с ограниченной ответственностью "Лаборатория независимой судебной экспертизы", нижестоящие суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии необходимой совокупности условий для удовлетворения настоящего административного иска, поскольку административным ответчиком представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие отсутствие постоянного проживания Мирзоева С.Д. на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", наличие законных оснований для принятия оспариваемых решений, вопреки доводам кассационной жалобы, независимо от времени, прошедшего после получения гражданства Российской Федерации, прочности связей Мирзоева С.Д. с Российской Федерацией, его семейного положения, наличия детей, имеющих гражданство Российской Федерации.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены судами верно, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности оценены в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы, содержащие сведения о наличии надлежащим образом заверенной копии решения Безенчукского районного суда Самарской области от 12 августа 2005 года, наличии неотмененного заключения от 9 ноября 2005 года о признании Мирзоева С.Д. гражданином Российской Федерации, не служат основанием для отмены постановленных судебных актов, поскольку право исследования и оценки доказательств принадлежит суду, рассматривающему дело по существу. Правом дать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые ссылается административный истец в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 329 КАС РФ.
Довод кассационной жалобы об отсутствии судебного решения, подтверждающего факт использования Мирзоевым С.Д. подложных документов при приобретении гражданства Российской Федерации, также не служит основанием для отмены постановленных судебных актов, поскольку оспариваемое заключение принято в порядке, предусмотренном пунктом 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства, не предусматривающим обязательного обращения в суд за установлением указанного юридически значимого факта.
Довод кассационной жалобы о допущенном судом нарушении процессуальных прав Мирзоева С.Д. вследствие не этапирования его в суд и рассмотрения дела в его отсутствие был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая оценка, правильность вывода о несостоятельности данного довода не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Из материалов дела следует, что о времени и месте рассмотрения административного дела Мирзоев С.Д. был извещен надлежащим образом, на момент рассмотрения дела содержался в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области. Этапирование лиц, участвующих в административном судопроизводстве, процессуальным законом не предусмотрено. При этом административный истец реализовал свое право на участие в судебном заседании посредством участия представителя - адвоката Миненковой О.А, представлявшей его интересы в судах первой и апелляционной инстанций. При таких обстоятельствах нарушений процессуального закона судом при рассмотрении дела не допущено.
Довод кассационной жалобы о невозможности считать выводы заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства от 18 декабря 2020 года N о признании Мирзоева С.Д. гражданином Республики Таджикистан законными ввиду наличия ответа Отдела МВД по Вахшскому району Республики Таджикистан от 16 декабря 2021 года N на адвокатский запрос N, свидетельствующего об обратном, в силу положений статьи 329 КАС РФ не подлежит юридической оценке судом кассационной инстанции, поскольку указанное обстоятельство установлено после рассмотрения дела судом апелляционной инстанции 3 декабря 2021 года.
Иных правовых оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов в кассационной жалобе не приведено и судебная коллегия их не установила.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Самары от 16 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца Мирзоева С.Д. по доверенности Миненковой А.О. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 20 июня 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.