Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Петровой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тряпициной Г.В. на решение Домбаровского районного суда Оренбургской области от 10 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 февраля 2022 года по гражданскому делу N 2-348/2021 по иску Тряпициной Г.В. к администрации муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области о перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, судебная коллегия
установила:
Тряпицина Г.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что на основании решения УСЗН от 17 ноября 2009 года N "Об установлении ежемесячной пенсии за выслугу лет муниципальному служащему Домбаровского района" в соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования Домбаровский район N 15-51 от 10 сентября 2003 года "Об установлении ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим" с 17 ноября 2009 года, исходя из стажа муниципальной службы 28 лет 3 месяца 3 дня, ей назначена ежемесячная доплата к пенсии. 1 августа 2010 года на основании распоряжения Домбаровского УСЗН от 29 июля 2010 года произведен перерасчет пенсии, размер которой составил 10443, 37 рублей. С 1 октября 2012 года УСЗН был произведен перерасчет пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальных служащих, в связи с чем, ей была установлена муниципальная пенсия в размере 21457, 35 рублей пожизненно. В указанном размере она была выплачена за октябрь, ноябрь и декабрь 2012 года. С 1 января 2013 года выплата муниципальной пенсии с учетом перерасчета прекращена без какого-либо законодательного акта. Распоряжением УСЗН от 27 декабря 2012 года и на основании постановления администрации района от 29 октября 2012 года N 11723-п был установлен размер муниципальной пенсии без учета перерасчета и с учетом индексации на 6% в сумме 11464, 33 рублей, что на 9993, 02 рубля меньше ранее установленной пенсии.
На основании изложенного, уточнив исковые требования, просила суд обязать ответчика возобновить ей выплату муниципальной пенсии в размере 19020, 62 рубля с момента вступления в силу судебного решения по настоящему делу; обязать ответчика выплатить ей задолженность в виде недоплаченной муниципальной пенсии, возникшей в период с 1 января 2013 года по 30 сентября 2021 года в размере 1078332 рублей.
Решением Домбаровского районного суда Оренбургской области от 10 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 февраля 2022 года, в удовлетворении исковых требований Тряпициной Г.В. к администрации муниципального образования Домбаровский район Оренбургской области о перерасчете пенсии отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, просит суд отменить обжалуемые постановления, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.
Тряпицина Г.В, Администрация МО Домбаровский район Оренбургской области, Министерство социального развития Оренбургской области надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
Статьей 11 Закона Оренбургской области от 27 ноября 1996 года "Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области" (в редакции Закона Оренбургской области от 30 апреля 2010 года N 3546/817-IV-O3 и действующей в настоящее время) предусмотрено, что размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет государственных гражданских служащих Оренбургской области, не должен превышать 2, 8 должностного оклада с учетом районного коэффициента по замещаемой должности государственного гражданского служащего Оренбургской области в соответствующем периоде.
Постановлением администрации Домбаровского района Оренбургской области N 876-п от 16 августа 2010 года утверждены правила, определяющие среднемесячный заработок, исходя из которого исчислялся размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих Домбаровского района.
Пунктом 11 данных Правил предусмотрено, что размеры пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, исчисленные из денежного содержания с учетом ограничения 1, 8 должностного оклада с районным коэффициентом, подлежат перерасчету со дня вступления в силу решения Совета депутатов от 14 июля 2010 года N 23-5 "Об утверждении положения "Об установлении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Домбаровского района". При этом размер денежного содержания муниципальных служащих, определенного с учетом выплат, указанных в пункте 2 настоящих Правил, и из которого производится перерасчет пенсии за выслугу лет, не должен превышать 2, 8 должностного оклада с учетом районного коэффициента.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что распоряжением Домбаровского УСЗН от 29 октября 2012 года был установлен размер пенсии Тряпициной Г.В. за выслугу лет равный 21457, 35 руб.
Между тем, в расчете указанного распоряжения специалистами Домбаровского УСЗН не применено ограничение 2, 8 должностного оклада с учетом районного коэффициента, установленного решением Совета депутатов муниципального образования Домбаровский район N 23-5 от 14 июля 2010 года.
Решением Домбаровского УСЗН от 27 декабря 2012 года произведен перерасчет муниципальной пенсии Тряпициной Г.В. с целью приведения распоряжения Домбаровского УСЗН от 29 октября 2012 года в соответствии с подпунктом 2.2 решения Совета депутатов муниципального образования Домбаровский район N 23-5 от 14 июля 2010 года.
В соответствии с распоряжением администрации Домбаровского района Оренбургской области N 58-р от 09 октября 2019 года и со статьей 22 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", пункта 2 статьи 15 Закона Оренбургской области от 10 октября 2007 года N 1611/339-IV-O3 "О муниципальной службе в Оренбургской области", Указом Губернатора Оренбургской области N 421-ук от 10 сентября 2019 года "О внесении изменений в Указ Губернатора Оренбургской области от 28 августа 2017 года N 443-ук", статьей 20 Устава муниципального образования Домбаровский район N 12-18 от 26 декабря 2012 года "О денежном содержании муниципальных служащих в муниципальном образовании Домбаровский район Оренбургской области" с 01 октября 2019 года произведен перерасчет размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим.
С 01 октября 2019 года размер пенсии за выслугу лет Тряпициной Г.В. составил 10020, 95 руб.
Распоряжением администрации Домбаровского района Оренбургской области N 1-р от 13 января 2020 года в связи с увеличением размера трудовой пенсии с 01 января 2020 года произведен перерасчет размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим. С 01 января 2020 года размер пенсии за выслугу лет Тряпициной Г.В. составил 9015, 97 руб, а с 01 октября 2020 года размер пенсии за выслугу лет составил 9773, 30 руб.
Согласно распоряжению администрации Домбаровского района Оренбургской области N 1-р от 11 января 2021 года в связи с увеличением размера страховой пенсии с 01 января 2021 года произведен перерасчет размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим. С 01 января 2021 года размер пенсии за выслугу лет Тряпициной Г.В. составил 8750, 79 руб.
Подпунктом 2.2 решения Совета депутатов муниципального образования Домбаровский район N 23-5 от 14 июля 2010 года "Об установлении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Домбаровского района" установлено, что размеры пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, исчисленные из денежного содержания с учетом ограничения 1, 8 должностного оклада с районным коэффициентом, подлежат перерасчету со дня вступления в силу настоящего решения. При этом размер денежного содержания муниципальных служащих, из которого производится перерасчет пенсии за выслугу лет, не должен превышать 2, 8 должностного оклада с учетом районного коэффициента.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при установлении размера пенсии Тряпициной Г.В. за выслугу лет, равного 21457, 35 рублей на основании распоряжения Домбаровского УСЗН от 29 октября 2012 года, специалистами Домбаровского УСЗН не применено ограничение 2, 8 должностного оклада с учетом районного коэффициента, установленное решением Совета депутатов муниципального образования Домбаровский район N 23-5 от 14 июля 2010 года. Поскольку решением Домбаровского УСЗН от 27 декабря 2012 года произведен перерасчет муниципальной пенсии Тряпициной Г.В. с целью приведения распоряжения Домбаровского УСЗН от 29 октября 2012 года в соответствии с подпунктом 2.2 решения Совета депутатов муниципального образования Домбаровский район N 23-5 от 14 июля 2010 года.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске истцом указанного срока, указав, что о размере производимых выплат истцу было известно ежемесячно, а обращение в суд с иском последовало 19 июля 2021 года, в связи с чем, истцом пропущен срок исковой давности по платежам до 19 июня 2018 года.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, указал, что решением Управления социальной защиты населения муниципального образования Домбаровский район от 17 ноября 2009 года Тряпициной Г.В. как замещавшей должности заместителя главы района - руководителя аппарата с 17 ноября 2009 года установлена муниципальная пенсия за выслугу лет (доплата к государственной пенсии по старости) в размере 6120, 89 рублей. Доплата установлена, исходя из стажа муниципальной службы 28 лет 3 месяца, размера месячного денежного содержания по занимаемой должности на момент увольнения 17419, 05 рублей, в том числе должностного оклада 7650 рублей, общей суммы 13064, 29 рублей, составляющей 75% месячного денежного содержания, за вычетом государственной пенсии по старости. При расчете размера денежного содержания применен ограничивающий коэффициент в размере 1, 8 к должностному окладу.
На момент установления истцу указанной пенсии за выслугу лет действовал Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим Домбаровского района, утвержденный решением Совета депутатов от 10 сентября 2003 года N 15-15, принятым во исполнение Закона Оренбургской области от 27 ноября 1996 года "Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области", статьей 11 которого было предусмотрено, что размер денежного содержания, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не должен превышать 1, 8 должностного оклада по замещавшейся государственной должности государственной гражданской службы Оренбургской области с учетом районного коэффициента. В том случае, если государственный гражданский служащий Оренбургской области в расчетный период замещал различные государственные должности государственной гражданской службы, ограничение размера месячного денежного содержания производится исходя из месячного должностного оклада по замещавшейся должности на соответствующий период замещения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Суд надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценил собранные по делу доказательства, правильно установилюридически значимые обстоятельства, правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта.
Доводы подателя жалобы о противоречии выводов суда положениям Постановления 1176-п, неправильном применении норм Гражданского кодекса о пропущенном сроке исковой давности, являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, им дана обоснованная оценка, с которой соглашается судебная коллегия. Кроме того, указанные доводы направлены на оценку представленных суду доказательств, переоценка которых в кассационном суде не допустима.
Доводы жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на переоценку собранных доказательств, в связи с чем не влекут обжалуемых постановлений.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Домбаровского районного суда Оренбургской области от 10 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тряпициной Г.В. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Н.В.Бросова
И.И.Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.