Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Петровой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Соснина Ю.А. на решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 23 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 02 февраля 2022 года по гражданскому делу N 2-1460/2021 по иску Соснина Ю.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сарапуле (межрайонному) о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете и начислении страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, судебная коллегия
установила:
Соснин Ю.А. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что он является получателем страховой пенсии по старости. 25 марта 2021 года он обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сарапуле (межрайонное) с обращением о перерасчете пенсии.
Письмами от 04 марта 2021 года N и от 08 апреля 2021 года N в перерасчете размера пенсии ему отказано. Указывает, что при обращении за назначением пенсии ему было сообщено, что недостающие документы ответчик запросит самостоятельно в налоговом органе. Полагает, что факт ликвидации МП "Свет" подтверждает уплату за него страховых взносов, поскольку ликвидация юридического лица невозможна без уплаты всех налогов и обязательных взносов.
На основании изложенного, уточнив исковые требования, о включении в трудовой стаж периодов работы в МП "Свет" в должности директора с 16 июля 1991 года по 30 сентября 1991 года и с 01 января 1995 года по 05 июня 1995 года общей продолжительностью 07 месяцев 18 дней, а также включить период работы в качестве индивидуального предпринимателя с 01 января 1997 года по 31 декабря 1999 года продолжительностью 3 года.
Решением Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 23 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 02 февраля 2022 года, в удовлетворении исковых требований Соснина Ю.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сарапуле (межрайонное) о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете и начислении страховой пенсии отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит суд отменить обжалуемые постановления, направить дело на новое рассмотрение.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике, Соснин Ю.А. - ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие - надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
С 01 января 2015 года утратил силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 годаN 400-ФЗ установление страховой пенсии - это назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии па другой.
Согласно части 1 статьи 11, части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ранее действующее законодательство, также устанавливали возможность включения в трудовой стаж только периодов индивидуальной трудовой деятельности в качестве предпринимателя, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В разъяснениях, содержащихся в абзаце 3 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" установлено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года N 190, предусмотрено, что с 01 января1991 года время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также лиц, занимающихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04 декабря 2007 года N 950-О-О, правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1) не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, к уплате страховых взносов приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов; г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Соснин Ю.А, 01 октября 1947 года рождения, является получателем трудовой (в настоящее время - страховой) пенсии по старости с 01 февраля 2004 года, назначенной ему досрочно на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Соснин Ю.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 28 июля 2000 года.
25 марта 2021 года истец обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сарапуле (межрайонное) с обращением о перерасчете пенсии.
Письмом от 04 марта 2021 года N Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сарапуле (межрайонное) в этом истцу отказало, разъяснив, что при исчислении продолжительности общего трудового стажа учитываются только те периоды деятельности в календарном исчислении, за которые уплачивались страховые взносы, по периоду работы в МП "Свет" уплата страховых взносов в Пенсионный фонд была произведена только за период с 1 октября 1991 года по 31 декабря 1994 года, поэтому при назначении пенсии был учтен только этот период.
Кроме того, письмом от 08 апреля 2021 года N Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сарапуле (межрайонное) разъяснило истцу, что по периоду работы в качестве индивидуального предпринимателя с 1995 года по 2001 год уплата страховых взносов была произведена только за периоды с 1995 года по 1996 год и с 2000 года по 2001 год, которые и были включены в стаж.
В страховой стаж истца ответчиком при определении размера трудовой (страховой) пенсии по старости не включены периоды работы истца: с 16 июля 1991 года по 30 сентября 1991 года и с 1 января 1995 года по 4 июня 1995 года директором МП "Свет"; с 1 января 1997 года по 31 декабря 1997 года - в качестве индивидуального предпринимателя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что спорные периоды обоснованно ответчиком не учтены при исчислении его трудового (страхового) стажа, поскольку в указанные истцом периоды по его вине не были начислены и уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы такие нарушения судами не допущены.
Доводы кассационной жалобы об отказе в назначении судебной экспертизы, неисполнении пенсионным фондом обязанности по представлении документов, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств, и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 23 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 02 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Соснина Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Н.В.Бросова
И.И.Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.