Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Шайдуллина Р.Р, Кириченко А.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Насибуллина Ф.Ф. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 февраля 2022 года по гражданскому делу N 2-4026/2021 по иску Насибуллина Ф.Ф. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании права на звание "Ветеран труда" и возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда".
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, пояснения истца Насибуллина Ф.Ф, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Насибуллин Ф.Ф. обратился в суд с иском, указав что при обращении в Управление социальной защиты МТЗ и СЗ РТ в Альметьевском муниципальном районе по вопросу присвоения звания "Ветеран труда", ему было отказано.
Истец считает, что имеющаяся у него почетная грамота Министерства энергетики РФ от 17.08.2016 и присвоенное ему 02.07.2021 Министерством энергетики РФ почетное звание "Почетный нефтяник" дает право на получение звания " Ветеран труда".
Просил признать за ним право на звание "Ветеран труда", обязать ответчика присвоить звание "Ветеран труда"
Решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан 17 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 28 февраля 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Насибуллина Ф.Ф. без удовлетворения.
В кассационной жалобе Насибуллин Ф.Ф. просит проверить законность, обоснованность, правильность и справедливость вынесенного апелляционного определения, повторно указывая на то, что имеющиеся у него почетная грамота и почетное звание, которыми он был награжден Министерством энергетики Российской Федерации дают ему право на присвоение звания "Ветеран труда".
В настоящем судебном заседании истец Насибуллин Ф.Ф. доводы кассационной жалобы поддержал, считая, что у него есть законное право на присвоение ему звания ветерана труда ввиду награждения его ведомственными наградами Министерства энергетики РФ.
Представитель ответчика Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в письменно отзыве возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил о рассмотрении дела без своего участия.
Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец 17.08.2016 был награжден почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации (приказ N95П. от 17.08.2016)
02.07.2021 Министерством энергетики Российской Федерации истцу было присвоено звание "Почетный нефтяник" (приказ N83П от 02.07.2021)
Истец обратился к ответчику с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда".
Решением ответчика от 5 октября 2021 года в присвоении звания "Ветеран труда" было отказано, поскольку имеющиеся у истца ведомственные награды в соответствии с положениями действующего законодательства не отнесены к основаниям для его присвоения.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
При этом суд первой инстанции руководствуясь положениями статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", Постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 года N578 которым утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", приказом Министерства энергетики РФ от 17.02.2017 года N108 "О ведомственной награде Министерства энергетики Российской Федерации", а также положениями Закона Республики Татарстан от 30.06.2011 года N33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" исходил из того, что с 01.07.2016 года Почетная грамота и звание "Почетный нефтяник", которыми награжден истец не дают права на присвоение звания "Ветеран труда".
Не согласившись с указанным решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой на него.
Разрешая доводы жалобы и проверяя правомерность постановленного решения суда первой инстанции, судебная коллегия пришла к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными и не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы суда второй инстанции соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам данного гражданского дела.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Аналогичные положения содержатся Законе Республики Татарстан от 30 июня 2011 г. N33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", в соответствии с частью 2 статьи 1 которого под ведомственными знаками отличия, дающими право на присвоение звания "Ветеран труда", понимаются ведомственные награды за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), учрежденные федеральными органами власти иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями, и награждение которыми осуществлялось в порядке, установленном указанными органами и организациями.
Согласно пункту 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия", вступившим в силу с 01 июля 2016 года, утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия (далее - Положение).
Федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в 3-месячный срок предписано разработать и издать нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда"; привести свои нормативные правовые акты в соответствии с настоящим постановлением.
Согласно указанному Положению установлен порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", и порядок награждения знаками отличия.
Предусмотрено, в частности, что федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия, который учреждается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, содержащим, в том числе перечень сфер деятельности (отраслей экономики), за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) в которых лицо может быть награждено знаком отличия.
В силу изложенного с 01 июля 2016 года действует новый порядок присвоения звания "Ветеран труда".
Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года N636 предусмотрено, что Министерство энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N578 Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 17 февраля 2017 года N108 "О ведомственной награде Министерства энергетики Российской Федерации" учреждена ведомственная награда Министерства энергетики Российской Федерации - медаль "За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса" и Положение о медали "За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса".
Согласно пункту 2 вышеуказанного Положения, медаль II степени является ведомственным знаком отличия Министерства, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" установлены переходные положения о сохранении за гражданами, награжденными по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде, права на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, то есть по нормам ранее действующего законодательства.
С учетом приведенных норм материального права, принимая во внимание то, что награждение истца почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации имело место после 30 июня 2016 года, а присвоенное ему звание "Почетный нефтяник" не является ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда" выводы суда апелляционной инстанции об оставлении без изменения решения суда первой инстанции являются правомерными и обоснованными, поскольку суд первой инстанции верно установилвсе юридически значимые обстоятельства по делу и обосновано применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Кассационная жалоба не содержит указаний на допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального или процессуального права и по существу сводится к несогласию с постановленными выводами суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, отражая правовую позицию заявителя в суде первой и второй инстанций. Между тем всем приведенным доводам истца, в том числе в апелляционной жалобе и которые вновь изложены в кассационной жалобе, судами была дана надлежащая оценка, не согласиться с которой у суда кассационной инстанции не имеется оснований.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены обжалуемых судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Насибуллина Ф.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Р.Р. Шайдуллин
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.