Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 2 июня 2022 г.) жалобу главы территориального отдела администрации Советского городского округа Ставропольского края в селе Солдато-Александровском ФИО4 на вступившие в законную силу постановление главного государственного санитарного врача по г. Георгиевску, Георгиевскому, Кировскому, Курскому, Советскому и Степновскому районам ФИО5 от 18 января 2022 г. N 38, решение судьи Георгиевского городского суда Ставропольского края от 10 марта 2022 г., вынесенные в отношении территориального отдела администрации Советского городского округа Ставропольского края в селе Солдато-Александровском по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного санитарного врача по г. Георгиевску, Георгиевскому, Кировскому, Курскому, Советскому и Степновскому районам ФИО5 от 18 января 2022 г. N 38, оставленным без изменения решением судьи Георгиевского городского суда Ставропольского края от 10 марта 2022 г, территориальный отдел администрации Советского городского округа Ставропольского края в селе Солдато-Александровском (далее также - ТО АСГО СК С-Александровского, территориальный отдел) был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, глава ТО АСГО СК С-Александровского ФИО4 просит отменить постановление должностного лица административного органа и решение судьи, вынесенные в отношении территориального отдела по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу.
В порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях названные акты не пересматривались, вступили в законную силу.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 г. N 27л/с.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения территориального отдела к административной ответственности) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарные нормы и правила СанПИН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее также - Санитарные правила) утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3, введены в действие с 1 марта 2021 г.
Согласно пункту 1 названных санитарных норм и правил, они являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
Пунктом 3 Санитарных норм и правил определено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Из пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ) следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в числе иного, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определены "Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 6 Санитарных правил предусмотрено, что количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО. На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.
В соответствии с пунктом 8 Санитарных правил владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к Санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно "Положению о территориальном отделе администрации Советского городского округа Ставропольского края в селе Солдато-Александровском", утвержденном решением Совета депутатов Советского городского округа Ставропольского края от 14 декабря 2017 г. N 68, указанный отдел является территориальным органом администрации Советского городского округа Ставропольского края, входит в структуру администрации, является юридическим лицом и выполняет управленческие функции на подведомственной территории в соответствии с предоставленными ему полномочиями (пункты 1.2, 1.4).
Территориальный отдел администрации Советского городского округа Ставропольского края в селе Солдато-Александровском согласно пункту 4.2.3 Положения организует на подведомственной территории сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.
Как следует из материалов дела, 30 ноября 2021 г. в 11 часов 00 минут в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в г. Георгиевске и Георгиевском районе при рассмотрении обращения, поступившего из прокуратуры Советского района Ставропольского края установлено, что на контейнерной площадке, расположенной по адресу: "адрес", нарушаются требования к содержанию территорий сельских поселений: контейнерная площадка не оснащена достаточным количеством контейнеров для сбора ТКО, не организовано проведение уборки территории контейнерной площадки от ТКО, что свидетельствует о невыполнении требований пунктов 6 и 8 Санитарных норм и правил СанПиН 2.1.3684-21.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, копией обращения ООО " N" в прокуратуру по факту недостаточности контейнеров на контейнерной площадке, расположенной по адресу: "адрес", многоквартирный "адрес", захламлении территории возле площадки отходами с приложенной к нему фотографией; протоколом об административном правонарушении и иными материалами, оцененными в совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия администрации квалифицированы по части 1 статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства, определяющего правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, главный государственный санитарный врач по Георгиевскому, Кировскому, Курскому, Советскому и Степновскому районам ФИО5 и судья городского суда верно исходили из того, что территориальный отдел имел возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Довод жалобы о том, что территориальный отдел не несет ответственности за содержание указанной выше контейнерной площадки, поскольку она предназначена для обслуживания многоквартирного дома и фактически является общим имуществом собственников, проживающих в данном доме, следовательно обязанность по надлежащему содержанию контейнерных площадок, в которые складируется ТКО от данного дома, возлагается на управляющую компанию вне зависимости от расположения площадок в пределах или за пределами сформированного земельного участка, следует отклонить.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, которым собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
При этом собственники помещений в многоквартирном доме согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме в пределах долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290.
По смыслу приведенных правовых норм собственники помещений многоквартирного дома вправе приобретать контейнеры и бункеры в качестве имущества общего пользования и обязаны в таком случае осуществлять их содержание.
Однако названные требования жилищного законодательства не означают, что на собственников многоквартирного дома и соответственно на управляющую компанию возложена обязанность создавать и содержать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 4 "Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Территориальным отделом, являющимся органом местного самоуправления, документы о согласовании собственниками многоквартирного "адрес" в "адрес", или управляющей компании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не представлены. В связи с изложенным признать, что содержащиеся в представленном территориальным отделом перечне места (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Советского городского округа Ставропольского края, сведения о принадлежности указанной выше контейнерной площадки (под номером 161) жителям многоквартирного дома, являются достоверными, оснований не имеется.
С учетом изложенного, следует признать, что должностное лицо административного органа и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о том, что ТО АСГО СК С-Александровского допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении пунктов 6 и 8 Санитарных норм и правил СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В целом доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами должностного лица и судьи городского суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены ими при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения актов по результатам рассмотрения дела, влияли на обоснованность и законность вынесенных по делу актов, либо опровергали изложенные в них выводы, в связи с чем, признаются несостоятельными, и они не могут служить основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении и решения суда.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием закона, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела были допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренные им процессуальные требования, в том числе влекущие ущемление прав лица, привлеченного к административной ответственности, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения территориального отдела к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ТО АСГО СК С-Александровского в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление главного государственного санитарного врача по г. Георгиевску, Георгиевскому, Кировскому, Курскому, Советскому и Степновскому районам ФИО5 от 18 января 2022 г. N 38, решение судьи Георгиевского городского суда Ставропольского края от 10 марта 2022 г, вынесенные в отношении территориального отдела администрации Советского городского округа Ставропольского края в селе Солдато-Александровском по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главы территориального отдела администрации Советского городского округа Ставропольского края в селе Солдато-Александровском ФИО4 - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков.
Справка:
судья городского суда Сафонова Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.