Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу заместителя руководителя-начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике Гаева Р.А. на вступившие в законную силу решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 декабря 2021 года, решение судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 февраля 2022 года, вынесенные в отношении Хаупшева К.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя - начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике N N от 25 октября 2021 года Хаупшев К.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере N рублей.
Решением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 февраля 2022 года, постановление должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в административный орган.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Гаев Р.А. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении Хаупшева К.А. по делу об административном правонарушении, считая незаконными.
Хаупшев К.А, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче данной жалобы, возражения на нее в установленный срок не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в цитируемой норме - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Как следует из постановления должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике, Хаупшев К.А, являясь членом аукционной комиссии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, при проведении электронного аукциона N N "Строительство блока ясельных групп дошкольного отделения с.п. Новая Балкария Терского района Кабардино-Балкарской Республики" необоснованно признал заявку общества с ограниченной ответственностью "Тиса ЛТД" (далее-ООО "Тиса ЛТД") не соответствующей требованиям аукционной документации.
В решении от 24 декабря 2021 года судья Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики счел вывод должностного лица о виновности члена аукционной комиссии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики Хаупшева К.А. в совершении вменяемого ему правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях преждевременным, сделанным с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что повлекло отмену постановления должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 25 октября 2021 года с возвращением дела на новое рассмотрение в названный административный орган.
Основанием для принятия такого решения послужило допущенное должностным лицом указанного органа при вынесении постановления нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в неизвещении потерпевшего - ООО "Тиса ЛТД" при составлении протокола об административном правонарушении, и рассмотрении дела должностным лицом, что повлияло на всесторонность, полноту, объективность разрешения дела и лишило указанное лицо возможности защищать свои права.
По результатам пересмотра решения судьи городского суда по жалобе должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике, вынесшего постановление о назначении административного наказания, поданной в порядке, предусмотренном статьями 30.9, 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики признал обоснованными выводы судьи городского суда о допущенных должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела существенных процессуальных нарушениях требований.
Как усматривается из материалов истребованного дела, каких-либо существенных нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела судебными инстанциями не допущено, а приведенные в жалобе доводы не могут повлечь его отмену или изменение.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок производства по делам об административных правонарушениях подразумевает обязанность суда, органа, должностного лица по созданию на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении необходимых и равных условий для осуществления сторонами принадлежащих им процессуальных прав.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбуждено в отношении члена аукционной комиссии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики Хаупшева К.А. протоколом об административном правонарушении от 11 октября 2021 года, вынесенным в соответствии со статьей 28.2 названного кодекса по обращению ООО "Тиса ЛТД" в указанный орган о нарушениях Закона о контрактной системе, допущенных со стороны членов аукционной комиссии - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики Федерального.
Будучи лицом, права которого затронуты действиями соответствующего субъекта и по обращению которого возбуждено дело об административном правонарушении, ООО "Тиса ЛТД" обладает правами, предусмотренными статьей 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с данным Кодексом (части 1 и 2).
Причем в силу правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, исходя из части 3 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Порядок составления протокола об административном правонарушении установлен статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По смыслу указанной нормы лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и потерпевший должны быть извещены о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Согласно части 3 этой статьи при составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 6 названной статьи копия протокола об административном правонарушении должна быть вручена не только лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, но и потерпевшему.
Потерпевший должен быть извещен органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении или вынесения постановления по такому делу. При этом следует учитывать, что условия для осуществления сторонами принадлежащих им процессуальных прав должны быть созданы на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении.
Невыполнение должностным лицом требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об извещении потерпевшего о месте и времени составления протокола об административном правонарушении или вынесения постановления по делу противоречит положениям приведенных выше норм, свидетельствует о нарушении порядка производства по делу об административном правонарушении, поскольку в этом случае не созданы необходимые условия для обеспечения гарантий процессуальных прав указанного лица, что может стать препятствием для их защиты и является недопустимым.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанции о необходимости направления дела на новое рассмотрение в административный орган не имеется.
Доводы жалобы не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу об административном правонарушении постановлений.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 декабря 2021 года, решение судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 16 февраля 2022 года, вынесенные в отношении Хаупшева ФИО9 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя-начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике Гаева Р.А. - без удовлетворения.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
судья городского суда Бгажноков Т.О.
судья Верховного Суда КБР Думаев А.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.