Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Черчага С.В, Нурмухаметовой Р.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Натаровой Ларисы Сергеевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о восстановлении нарушенных пенсионных прав
по кассационной жалобе Натаровой Ларисы Сергеевны на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 23 декабря 2021 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, выслушав объяснения представителя Натаровой Л.С.- Башкатовой Т.Ф, действующей на основании доверенности от 11.09.2020, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю Сластенову С.В, действующую на основании доверенности от 10.01.2022, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Натарова Л.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о восстановлении нарушенных пенсионных прав.
Решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 25 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований Натаровой Л.С. отказано в полном объеме.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 17 февраля 2021 года, решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 25 августа 2020 года отменено, в удовлетворении исковых требований Натаровой Л.С. отказано в полном объеме.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 03 августа 2021 года, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 17 февраля 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 23 декабря 2021 года, решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 25 августа 2020 года с принятием нового решения, которым исковые требования Натаровой Л.С. удовлетворены частично.
Постановлено включить в стаж Натаровой Л.С. периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми с 06.04.2007 по 16.11.2007, с 11.02.2008 по 31.03.2009; дополнительные оплачиваемые отпуска за непрерывный стаж работы в ГБУЗ СК "ККПТД" более 15 лет с 24.10.2016, с 23.10.2017 по 24.10.2017, с 24.09.2018 по 25.09.2018, с 30.09.2019 по 01.10.2019.
Суд обязал Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю засчитать Натаровой Л.С. в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости:
периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми с 06.04.2007 по 16.11.2007, с 11.02.2008 по 31.03.2009;
дополнительные оплачиваемые отпуска за непрерывный стаж работы в ГБУЗ СК "ККПТД" более 15 лет - с 24.10.2016, с 23.10.2017 по 24.10.2017, с 24.09.2018 по 25.09.2018, с 30.09.2019 по 01.10.2019.
В остальной части заявленных требований Натаровой Л.С. отказано.
В кассационной жалобе Натаровой Л.С. поставлен вопрос об отмене апелляционного определения в части, как незаконного, вынесенного с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, изучив материалы данного гражданского дела, выслушав лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что по настоящему делу такие нарушения судами с учетом доводов кассационной жалобы не допущены.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01.01.2015 (нормы Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ далее приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Натаровой Л.С. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости).
В соответствии с положениями пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
В части 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ указано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665).
Подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, Натарова Л.С. 05.11.2019 обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю Ставропольского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от 18.02.2020 N 05/15, Натаровой Л.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по причине отсутствия специального стажа. Указано, что по представленным документам и выписке из индивидуального лицевого счета, стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом Списка N 781 и Правил N 781, составляет 27 лет 7 месяцев 1 день (при требуемом - 30 лет), страховой стаж - 23 года 6 месяцев 2 дня, ИПК - 44, 892.
Кроме того, имеется стаж работы с тяжелыми условиями труда по Списку N 2, который составляет 17 лет 5 месяцев 5 дней (при требуемом - 20 лет).
Из решения ГУ - УПФ РФ по г. Ставрополю от 18.02.2020 N 05/15 следует, что в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения не включены периоды работы:
- с 01.05.1996 по 16.05.1998 в должности фельдшера Шпаковской средней школы N 4, так как работа протекала в образовательном учреждении, что не предусмотрено Списком N 781;
- с 19.05.1998 по 14.02.1999 (в том числе период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы 06.10.1998) в должности диетсестры, так как должность не предусмотрена Списком N 781;
- с 20.03.2000 по 19.04.2000 период направления на учебу, так как это не предусмотрено Правилами N 516 и Правилами N 781;
- с 06.04.2007 по 16.11.2007, с 11.02.2008 по 31.03.2009 период нахождения в отпуске по уходу за детьми, так как это не предусмотрено Правилами N 516 и Правилами N 781;
- с 24.10.2016, с 23.10.2017 по 24.10.2017, с 24.09.2018 по 25.09.2018, с 30.09.2019 по 01.10.2019 дополнительные оплачиваемые отпуска за непрерывный стаж работы в ГБУЗ СК "ККПТД" более 15 лет, так как это не предусмотрено Правилами N 516 и Правилами N 781.
07.05.1996 на имя истца была заведена трудовая книжка АТ-VII N8544878, из которой следует, что Натарова (Герасименко) Л.С. до поступления в Шпаковскую среднюю школу N 4 трудового стажа не имела с 01.09.1991 по 27.02.1995 училась в Ставропольском медицинском колледже), 01.05.1996 принята в СШ N 4 на должность фельдшера по 8 разряду ЕТС, основание: пр. N 33-Д от 30.04.1996 по отделу образования администрации Шпак. р-на (пр. N 36 от 06.05.1996), уволена 16.05.1998 по собственному желанию (пр. N 36-К от 13.05.1998).
19.05.1998 Натарова Л.С. принята на должность диетсестры в Государственное учреждение социальной защиты населения "Ставропольский краевой геронтологический центр" (пр. N 74-к от 18.05.1998), где 15.02.1999 была переведена на должность мед.сестры стерилизационной; уволена 21.08.2000 по ст. 31 КЗоТ РФ (собственное желание) (пр. N 96-а от 15.08.2000).
Дата регистрации Натаровой Л.С. в системе обязательного пенсионного страхования - 23.10.1997.
Проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции с его выводами и правовым обоснованием не согласился, отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение о частичном удовлетворении исковых требований исходил из того, что поскольку учреждения, в которых истец работала в спорные периоды, не предусмотрены Списком N 781 от 29.10.2002, и ранее действовавшими Списками N 1066 от 22.09.1999 и N 464 от 06.09.1991, то отсутствуют основания для удовлетворения требований Натаровой Л.С. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы с 01.05.1996 по 16.05.1998, с 19.05.1998 по 14.02.1999, и возложении на ответчика обязанности засчитать в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, указанные периоды работы.
В период работы в Государственном учреждении социальной защиты населения "Ставропольский краевой геронтологический центр" истец Натарова Л.С. с 20.03.2000 по 19.04.2000 была направлена на учебу (находилась на курсах повышения квалификации). Поскольку в указанный спорный период истец работала в учреждении, работа в котором не подлежит включению в специальный стаж, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж спорного периода с 20.03.2000 по 19.04.2000, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии.
Согласно копии трудовой книжки истца, 23.08.2000 она была принята палатной медсестрой в отделение анестезиологии и реанимации Ставропольского краевого клинического противотуберкулезного диспансера (в настоящее время - ГБУЗ СК "Краевой клинический противотуберкулезный диспансер"); трудовой договор расторгнут 01.06.2020 по инициативе работника.
В соответствии с представленными ГБУЗ СК "Краевой клинический противотуберкулезный диспансер" сведениями, медицинской сестре-анестезисту Натаровой Л.С. были предоставлены дополнительные оплачиваемые отпуска за непрерывный стаж работы:
- 24.10.2016 (приказ N 27-03/2115 от 16.08.2016);
- с 23.10.2017 по 24.10.2017 (приказ N 27-03/704 от 17.08.2017);
- с 24.09.2018 по 25.09.2018 (приказ N 27-03/697 от 25.07.2018);
- с 30.09.2019 по 01.10.2019 (приказ N 27-03/870 от 19.07.2019).
Суд апелляционной инстанции принял во внимание представленные работодателем карточками индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2016, 2017, 2018, 2019 гг, а также сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица за 2016 год и пришел к выводу о том, что периоды нахождения в отпуске 23.10.2017 по 24.10.2017, с 24.09.2018 по 25.09.2018, с 09.2019 по 01.10.2019, предоставленном в соответствии с положениями части 2 статьи 116 ТК РФ, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в указанные периоды за работником сохранялась средняя заработная плата, на которую начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Рассматривая требования истца Натаровой Л.С. в части включения в стаж периодов с 06.04.2007 по 16.11.2007, с 11.02.2008 по 31.03.2009 - нахождение в отпуске по уходу за детьми, обязании пенсионного органа засчитать указанные периоды в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями статьи 256 ТК РФ и статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ, исходил из того, что поскольку периодам нахождения истца Натаровой Л.С. в отпуске по уходу за детьми предшествовали и за ними следовали периоды работы, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также учитывая, что работа в ГБУЗ СК "Краевой клинический противотуберкулёзный диспансер" включена пенсионным органом в стаж работы истца, пришел к выводу о возможности удовлетворения требований истца в указанной части и включении в стаж периодом нахождения Натаровой Л.С. в отпуске по уходу за детьми с 06.04.2007 по 16.11.2007, с 11.02.2008 по 31.03.2009.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции проверяя доводы кассационной жалобы Натаровой Л.С, полагает, что они не подлежат удовлетворению.
Доводы жалобы о том, что пенсионным органов допущена техническая ошибка в подсчете трудового стажа с приведением своего расчета в кассационной жалобе, не состоятельны.
Судебной коллегией по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции проверен расчет.
Расчет стаж приведенный ответчиком является правильным, поскольку учитывает стаж в календарном и льготном исчислении, в то время как кассатором стаж посчитан только в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев работы.
Доводы кассационной жалобы о том, что периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми с 06.04.2007 по 16.11.2007, с 11.02.2008 по 31.03.2009 подлежат льготному исчислению, как 1 год работы за 1 год 6 месяц основаны на неверном применении и толковании норм материального права.
Доводы кассационной жалобы о том, что работа в должности "медицинская сестра диетическая" должна быть засчитана в стаж, для назначения данного вида трудовой пенсии по старости не заслуживают внимания.
Номенклатурой N377 должности "фельдшер", "медицинская сестра диетическая" и "медицинская сестра стерилизационной" отнесены к должностям среднего медицинского персонала.
Номенклатурой N 395 предусмотрены больницы (городская, городская скорой медицинской помощи, детская городская и др.), госпиталь для ветеранов войн, медико-санитарная часть, специализированные больницы, центры (восстановительной терапии для воинов-интернационалистов, гериатрический, диабетологический и др.), диспансеры и другие учреждения здравоохранения. Средние школы, учреждения социальной защиты населения (в том числе геронтологический центр) Номенклатурой N 395 не предусмотрены.
Таким образом, периоды работы Натаровой Л.С. с 19.05.1998 по 14.02.1999 диетсестрой (в том числе период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы 06.10.1998), не подлежат включению в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по нормам ранее действовавшего пенсионного законодательства.
Доводов, по которым состоявшееся апелляционное определение могло бы быть отменено или изменено, а также ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу судебного постановления, кассационная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, судом кассационной инстанции не установлено.
Поскольку судом апелляционной инстанции не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших за собой какого-либо нарушения прав и законных интересов заявителя жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 23 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Черчага С.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.