Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Староверовой В.П., действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью Птицефабрика "Павловская", на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Нижегородской области и Республике Мордовия от 8 июля 2021 года N06-377/2021, решение судьи Павловского городского суда Нижегородской области от 27 сентября 2021 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 24 ноября 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью Птицефабрика "Павловская" (далее также - ООО Птицефабрика "Павловская", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 8 июля 2021 года N06-377/2021 ООО Птицефабрика "Павловская" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Павловского городского суда Нижегородской области от 27 сентября 2021 года постановление должностного лица изменено, административный штраф снижен до 100 000 рублей. В остальной части указанный акт оставлен без изменения.
Решением судьи Нижегородского областного суда от 24 ноября 2021 года состоявшиеся по делу акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Староверова В.П. просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности, и направлении дела на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 12 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее также - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 4 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 49, инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.
Как усматривается из материалов дела, ООО Птицефабрика "Павловская" (Нижегородская область, Павловский район, д. Долгово, д.1А) осуществляет деятельность, в том числе на следующем объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС): Нижегородская область, Павловский район, д. Долгово, д.1А, производственная площадка N1; код объекта негативного воздействия на окружающую среду 22-0152-001969-П, I-я категория (объект НВОС 22-0152-001969-П "Долгово").
На основании приказа Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 27 апреля 2021 года N 0556 в отношении ООО Птицефабрика "Павловская" в период с 11 мая 2021 года по 7 июня 2021 года проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, по результатам которой 17 июня 2021 года установлено следующее.
В результате хозяйственной деятельности в ООО Птицефабрика "Павловская" образуются отходы производства и потребления.
На указанном объекте НВОС осуществляется разведение сельскохозяйственной птицы, производство продуктов из мяса птицы, мясных субпродуктов.
В соответствии с разделом 4 Программы ПЭК на данном объекте НВОС образуется 26 видов отходов I-V класса опасности.
ООО Птицефабрика "Павловская" имеет сооружение, предназначенное для хранения помета (пометохранилище) наземного типа, расположенное на расстоянии 250 метров севернее от объекта НВОС 22-0152-001969-П (входит в состав объекта НВОС 22-0152-001969-П).
Приказом Росприроднадзора от 1 августа 2014 года N479 "О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов" указанное пометохранилище включено в государственный реестр объектов размещения отходов под номером 52-00007-Х-00479-010814.
Помет куриный перепревший в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242, код 1 12 711 02 29 4, относится к отходам ?V класса опасности.
ООО Птицефабрика "Павловская" размещает отход помет куриный перепревший сроком более чем 11 месяцев на объекте размещения отходов (пометохранилище), включенном в государственный реестр объектов размещения отходов под номером 52-00007-Х-00479-010814, в целях последующей утилизации для получения органического удобрения (компоста).
ООО Птицефабрика "Павловская" не исполнило обязанности по проведению инвентаризации объекта размещения отходов, не направило в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия характеристику объекта размещения отходов.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии ООО Птицефабрика "Павловская" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае ООО Птицефабрика "Павловская", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 12 статьи 8.2 названного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы из материалов дела следует, что ООО Птицефабрика "Павловская" в полном объеме в соответствии с предъявляемыми требованиями инвентаризация объекта размещения отходов не была проведена и надлежащим образом оформленная характеристика объекта размещения отходов в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия не представлялась.
Порядок и срок давности привлечения ООО Птицефабрика "Павловская" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО Птицефабрика "Павловская" с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 12 статьи 8.2 названного Кодекса. Постановление по делу об административном правонарушении исполнено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 8 июля 2021 года N06-377/2021, решение судьи Павловского городского суда Нижегородской области от 27 сентября 2021 года и решение судьи Нижегородского областного суда от 24 ноября 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью Птицефабрика "Павловская" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ФИО6 - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.