Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тихоновой С.Н. на решение Киреевского районного суда Тульской области от 5 июля 2021 года и апелляционное определение Тульского областного суда от 7 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Тихоновой С.Н. к администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области о признании незаконным отказ по внесению изменений в схему теплоснабжения жилого дома.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тихонова С.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным отказ администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области по внесению изменений в схему теплоснабжения жилого дома.
Требования обоснованы тем, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес". Квартира имеет центральное отопление, которое в зимний период является недостаточным, в связи с чем намерена установить индивидуальную систему отопления в жилом помещении, получив в газоснабжающей организации проект установки индивидуального источника отопления, в управляющей компании - акт проверки технического состояния вентиляционных и дымовых каналов, а также согласие собственников многоквартирного жилого дома на реконструкцию системы теплоснабжения и установку индивидуальной системы отопления в квартире. Вместе с тем, на обращение в орган местного самоуправления о внесении изменений в схему теплоснабжения жилого дома получила письменный отказ от 1 апреля 2021 года, согласно которому положения Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещают использование в квартирах индивидуальных источников отопления. Разъяснена целесообразность перехода на индивидуальное отопление всего многоквартирного дома, что связано с обеспечением надежности и безопасности системы теплоснабжения, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных источников тепловой энергии. Кроме того, переустройство помещения приведет к уменьшению размера общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Полагала отказ администрации незаконным, нарушающим права административного истца.
Решением Киреевского районного суда Тульской области от 5 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 7 декабря 2021 года, в удовлетворении административных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 5 апреля 2022 года через Киреевский районный суд Тульской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 22 апреля 2022 года, Тихонова С.Н. просит отменить состоявшиеся судебные акты, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указала, что согласно протоколу общего собрания собственников МКД дано согласие на реконструкцию в виде установки индивидуального прибора отопления с отключением ее квартиры от центрального отопления, увеличение тарифа оплаты для других жильцов не произойдет, и чьи - либо права нарушены не будут.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о том, что возможность перевода на индивидуальное отопление отдельно взятого жилого помещения в многоквартирном доме путем отключения от централизованной системы отопления и установки индивидуального источника тепловой энергии, схемой теплоснабжения города, утвержденной до 2028 года, не предусмотрена.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Тихоновой С.Н. на праве собственности принадлежит квартира по адресу: "адрес".
Из протокола общего собрания собственников помещений в названном жилом доме следует, что собственники жилых помещений многоквартирного дома путем голосования дали согласие на реконструкцию системы теплоснабжения и установку индивидуальной системы отопления в "адрес" данного многоквартирного дома.
Газоснабжающей организацией подготовлен проект установки индивидуального источника отопления, а управляющей компанией выдан акт проверки технического состояния вентиляционных и дымовых каналов.
Тихонова С.Н. обратилась в администрацию муниципального образования Киреевский район с заявлением о внесении изменений в схему теплоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Решением администрации муниципального образования Киреевский район от 1 апреля 2021 года N административному истцу отказано во внесении изменений в схему теплоснабжения названного жилого дома, поскольку установка индивидуальных источников отопления в введенных в эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции системы теплоснабжения всего многоквартирного дома, а не путем переустройства отдельных жилых помещений. Решение обосновано ссылкой на часть 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение должно использоваться для проживания граждан с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования, которые установлены этим Кодексом.
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (часть 1).
В силу части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для получения разрешения заинтересованное лицо представляет заявление с приложением документов, указанных в части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации. В составе таких документов, в частности предоставляется подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.
По результатам рассмотрения заявления орган местного самоуправления принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки (переустройства) жилого помещения.
Перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения установлен частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии возможен при соблюдении требований, установленных частью 15 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно которой запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Исходя из смысла названной нормы Федерального закона, запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащаяся в части 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" норма, направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (Определения от 17 ноября 2011 года N 1514-О, от 25 января 2012 года N 199-О-О, от 21 марта 2013 года N 457-О, от 17 июля 2014 года N 1681-О и другие).
Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается лишь при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
Аналогичные разъяснения даны в письме Минстроя России от 15 октября 2014 года N 22588-ОД/04 "Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах".
Согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления.
Схемой теплоснабжения муниципального образования город Киреевск Киреевского района до 2028 года не предусмотрен перевод отдельных многоквартирных домов и жилых помещений, расположенных в домах с центральным отоплением на отопление от индивидуальных источников тепловой энергии. Из схемы теплоснабжения следует, что многоквартирные дома города оборудованы системой отопления по присоединению сети и объектом теплоснабжения является именно многоквартирный дом, а не отдельные помещения в нем.
Решения о реконструкции жилого дома, в том числе путем его отключения от централизованной системы отопления, собственниками помещений многоквартирного "адрес" не принималось.
Из взаимосвязанных положений статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
Система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2 указанного Закона); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о том, что у административного ответчика имелись законные основания для отказа в согласовании переустройства принадлежащей Тихоновой С.Н. квартиры.
Доводы жалобы о том, что в указанном многоквартирном доме часть квартир оборудована автономным отоплением, установка которых производилась с согласия администрации, несостоятельны, поскольку административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что общая схема теплоснабжения в соответствующем многоквартирном доме позволяет устанавливать и использовать индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Киреевского районного суда Тульской области от 5 июля 2021 года и апелляционное определение Тульского областного суда от 7 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тихоновой С.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.