Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Филатовой В.Ю, Матросовой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 13 мая 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Козлова М.А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калужской области об оспаривании отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, зачете в трудовой стаж периодов, возложении обязанности назначить досрочную пенсию с даты обращения, по кассационной жалобе Козлова М.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 24 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Козлов А.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калужской области об оспаривании отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, зачете в трудовой стаж периодов, возложении обязанности назначить досрочную пенсию с даты обращения.
Решением Кировского районного суда Калужской области от 30 сентября 2021 года в удовлетворении исковых требований Козлова М.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 24 января 2022 года решение Кировского районного суда Калужской области от 30 сентября 2021 года отменено в части отказа в зачете в специальный стаж Козлова М.А. периодов нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках. В отмененной части постановлено новое решение, которым признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе Калужской области (межрайонного) от 3 августа 2021 года в части отказа в зачете в специальный стаж Козлова М.А. периодов нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках за стаж работы. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Козлов М.А. просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 24 января 2022 года в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, в связи с допущенными судом нарушениями норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу представитель Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калужской области просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Учитывая, что Козлов М.В. обжалует судебное постановление в части отказа во включении в специальный стаж периода работы и назначении досрочной страховой пенсии, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность судебного постановления только в обжалуемой части.
Проверив законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судебной коллегией не допущено.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно- спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 8).
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "л" пункта 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437.
В соответствии с положениями статей 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 года N 211 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года, в соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Из содержания пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что правом на досрочную трудовую пенсию обладают только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 4 апреля 1996 года Козлов М.А. принят на работу в должности пожарного в ПЧ-22 Управления государственной противопожарной. 25 августа 1997 года истец переведен на должность командира отделения ПЧ-22 УГПС УВД Калужской области, которое с 1 января 2002 года преобразовано в ПЧ-22 УГПС МЧС России Калужской области на основании Указа Президента РФ N 1309 от 9 ноября 2001 года. 20 марта 2006 года Козлов М.А. переведен на должность начальника караула.
9 октября 2006 года пожарная часть N 22 Управления по делам ГОЧС МР "Спас-Деменский район" на основании приказа ГУ МЧС России по Калужской области N 607 от 9 октября 2006 года переименована в пожарную часть N 22 отряда ГПС N 7 Главного Управления МЧС России по Калужской области.
5 апреля 2021 года Козлов М.А. обратился в УПФР в Кировском районе Калужской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с достижением возраста 50 лет и стажем работы не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы.
На основании решения N 8 от 17 июня 2021 года Козлову М.А. отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. В стаж работы не засчитаны периоды трудовой деятельности с 1 января 2004 года по 31 декабря 2006 года в должности командира отделения, начальника караула ПЧ-22 управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МО "Спас-Деменский район", поскольку федеральное законодательство не предусматривает право на досрочную пенсию в связи с работой на должностях противопожарной службы субъектов и муниципальных образований.
Принимая решение об отказе во включении в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, период работы с 1 января 2004 года по 31 декабря 2006 года в должности командира отделения, начальника караула ПЧ-22 управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МО "Спас-Деменский район", суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, установив, что ПЧ-22 в спорный период находилась в подчинении Главного управления МЧС России по Калужской области, содержалась за счет средств областного бюджета, Главное управление МЧС России по Калужской области функционировало при Правительстве Калужской области, следовательно, относилось к государственной противопожарной службе субъекта Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что указанный период службы не подлежит включению в специальный стаж истца.
Суды обоснованно указали на то, что досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не установлено.
В судебном постановлении приведено толкование норм материального права, в частности, статей 5, 8 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности", статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", пункта 1 постановления Правительства РФ N 665 от 16 июля 2014 года "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", подлежащие применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия считает правильными выводы, изложенные в оспариваемом судебном постановлении, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебной инстанцией и представленным доказательствам.
Указание в кассационной жалобе на наличие судебных решений по гражданским делам, рассмотренным по аналогичным обстоятельствам, не является основанием для отмены судебных постановлений, учитывая, что в силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации суды разрешают гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, тогда как решение суда по конкретному делу (судебный прецедент) в Российской Федерации не является источником права и не может служить основанием для принятия судебных решений и определений.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для включения в специальный стаж оспариваемого периода, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, данным доводам в судебном постановлении дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым указанные доводы судом обоснованно не приняты.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 24 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Козлова М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.