Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Государственная компания "Северавтодор" - Осипова Н.А. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника ОГИБДД ОМВД России по г. Сургуту от 12 августа 2021 года N 18810386210320021915, решение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 ноября 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Государственная компания "Северавтодор",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника ОГИБДД ОМВД России по г. Сургуту от 12 августа 2021 года N 18810386210320021915, оставленным без изменения решением судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 ноября 2021 года (N 12-992/2021) и решением судьи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 декабря 2021 года (N 7-903/2021), акционерное общество "Государственная компания "Северавтодор" (АО "ГК "Северавтодор", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу постановление и решения, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО "ГК "Северавтодор" просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, считая их незаконными, и прекратить производство по делу.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 27 апреля 2022 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятых по делу постановления и решений не нахожу.
В соответствии с частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в размере тридцати тысяч рублей.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ).
В силу статьи 5 данного Федерального закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения (п.1 ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ).
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые медицинские осмотры, которые проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб (пункты 1, 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 835н утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
В силу пунктов 12, 16 указанного Порядка по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения об отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
Таким образом, на работников, выполняющих трудовую функцию, связанную с управлением транспортными средствами, возложена обязанность прохождения обязательного предрейсового медицинского осмотра.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ, выражается, в том числе в осуществлении перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Из материалов дела следует, что 18 июня 2021 года в 08 часов 30 минут с производственной базы, расположенной по адресу: г. Сургут, ул. Промышленная, 5, АО "ГК "Северавтодор" допустило эксплуатацию транспортного средства КДМ, государственный регистрационный знак "данные изъяты" для перевозки груза "щебень" по транспортной накладной от 18 июня 2021 года, по путевому листу от 18 июня 2021 года, с нарушением требований о проведении предрейсового медицинского осмотра водителя транспортного средства.
Существо нарушения выразилось в том, что медицинский осмотр водителя проведен с применением телемедицинских технологий без присутствия медицинского работника.
Изложенные обстоятельства, свидетельствующие о факте нарушения требований статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ, а также Приказа Минздрав России от 15 декабря 2014 г. N835н, явились достаточным основанием для составления в отношении АО "ГК "Северавтодор" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
Привлекая АО "ГК "Северавтодор" к административной ответственности по указанной статье, административный орган и судебные инстанции, применив к рассматриваемым правоотношениям приведенные нормы права, пришли к обоснованному выводу об осуществлении юридическим лицом перевозок грузов автомобильным транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителя транспортного средства.
Факт совершения обществом "ГК "Северавтодор" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 12.31.1 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, содержащихся в материалах административного дела, собранных должностным лицом ГИБДД, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 05 августа 2021 года; протоколом об административном правонарушении от 18 июня 2021 года в отношении "данные изъяты"; письменными объяснениями "данные изъяты".; копией путевого листа; сведениями о прохождении "данные изъяты" медицинского осмотра, подписанным электронной подписью врача; а также другими материалами дела, получившими оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Правильность выводов должностного лица и судебных инстанций о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ, сомнений не вызывает, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы заявителя, относительно отсутствия в деянии общества состава вмененного административного правонарушения, поскольку действующее законодательство не запрещает проводить медицинские осмотры дистанционно и подписывать путевой лист с использованием электронной подписи, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций и обоснованно признаны не состоятельными.
Телемедицинские технологии представляют собой информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента (пункт 22 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий, предусмотрены статьей 36.2 Федерального закона N 323-ФЗ и Приказом Минздрава России от 30.11.2017 N 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий", в которых установлена возможность предоставления медицинской организацией консультаций, осуществления коррекции ранее назначенного лечения, дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента, а также документирования информации.
Правильная организация предрейсовых медицинских осмотров является одним из этапов профилактики дорожно-транспортных происшествий.
В рассматриваемом деле, следует признать правильными выводы нижестоящих судебных инстанций о том, что в рассматриваемом случае проведен предрейсовый медицинский осмотр водителя транспортного средства путем дистанционного взаимодействия медицинского работника и водителя, что действующим законодательством, регламентирующим порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, а также Законом о безопасности дорожного движения не предусмотрено, что свидетельствует о нарушении юридическим лицом требований о проведении предрейсового медицинского осмотра водителя транспортного средства в рамках реализации принципа обеспечения общественной безопасности, жизни и здоровья граждан.
На основании изложенного, прихожу к выводу о том, что обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены судами на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана с учетом требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а доводы жалобы, оспаривающие выводы суда, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом значимых по делу обстоятельств, и не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшихся решений.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о том, что АО "ГК "Северавтодор" приняты все зависящие от него меры, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, административному органу и судебным инстанциям не представлены.
Доводы жалобы о том, что АО "ГК "Северавтодор" не является субъектом вмененного административного правонарушения, являются необоснованными.
Из содержания транспортной накладной от 18 июня 2021 года, которая в силу ч. 2 ст. 785 ГК РФ и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", относится к документу, подтверждающему заключение договора перевозки груза, следует, что грузоперевозчиком является АО "ГК "Северавтодор".
Следовательно, в силу положений п. п. 1, 4 ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ, АО "ГК "Северавтодор" обязано организовывать проведение обязательных медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Ссылка в жалобе на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
Иные доводы жалобы не опровергают наличие в действиях общества объективной стороны состава административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции части 2 статьи 12.31.1 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
постановление заместителя начальника ОГИБДД ОМВД России по г. Сургуту от 12 августа 2021 года N 18810386210320021915, решение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 ноября 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Государственная компания "Северавтодор", оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "Государственная компания "Северавтодор" - Осипова Н.А. без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.