Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника "данные изъяты" общества с ограниченной ответственностью "Партнер Торг" Харина Алексея Александровича - Порошиной Ирины Михайловны на постановление врио руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 25 ноября 2020 года, решение судьи Верещагинского районного суда Пермского края от 09 февраля 2021 года, решение судьи Пермского краевого суда от 28 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" общества с ограниченной ответственностью "Партнер Торг" Харина Алексея Александровича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 25 ноября 2020 года N 0401/131020/05324, оставленным без изменения решением судьи Верещагинского районного суда Пермского края от 09 февраля 2021 года (N 12-6/2021), решением судьи Пермского краевого суда от 28 апреля 2021 года (N 7-686/2021), "данные изъяты" ООО "Партнер Торг" Харин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Харина А.А. - Порошина И.М. просит постановление должностного лица и судебные решения отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием события правонарушения.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 05 мая 2022 года.
Ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ Действия, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона N 171-ФЗ установлено, что государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляется в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Организации, осуществляющие деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязаны соблюдать требования, установленные Законом N 171-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0, 5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Согласно п. 16 ст. 2 Закона N 171-ФЗ, оборотом алкогольной продукции является закупка (в том числе импорт), поставки (в числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Закона N 171-ФЗ.
В силу п. 3 ст. 11 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать в том числе, сведения о дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования.
Абзацем 4 п. 1 ст. 25 Закона N 171-ФЗ установлено, что в случае, если производство и (или) оборот алкогольной продукции осуществляются без соответствия государственным стандартам, то такая продукция подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц.
В соответствии с абз. 27 п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона N 29-ФЗ - сроки годности пищевых продуктов, материалов и изделий устанавливаются в отношении таких пищевых продуктов, материалов и изделий, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается, которые приобретают свойства, представляющие опасность для здоровья человека, и в связи с этим утрачивают пригодность для использования по назначению.
Юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий (ст. 22 Закона N 29-ФЗ).
Согласно ст. 4 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" N 021/2011 (далее - ТР ТС N 021/2011), пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или 8 переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье.
Пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной (ст. 7 ТР ТС N 021/2011).
В силу ст. 10 ТР ТС N 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно п. 12 ст. 17 ТР ТС N 021/2011, при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 года N 1588-ст утвержден и введен в действие с 01 июля 2013 года Межгосударственный стандарт ГОСТ 31711-2012 "Пиво. Общие технические условия (далее - ГОСТ 31711-2012).
В соответствии с п. 5.1.4 ГОСТ 31711-2012 сведения об органолептических, физико-химических показателях пива, пищевой ценности, сроков годности, обусловленных особенностях используемого сырья, технологии производства и условиях розлива устанавливает изготовитель в технологической инструкции на пиво конкретного наименования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2013 года N 474 утверждено положение о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции (далее - Положение).
Уведомления представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка организациями - юридическими лицами, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями (организациями, индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", которые осуществляют поставку алкогольной продукции определенного наименования на территорию Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Положения уведомление содержит, в том числе информацию о сроках годности на данный вид алкогольной продукции. Информация об алкогольной продукции, содержащаяся в уведомлении, вносится в Федеральный реестр алкогольной продукции.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения "данные изъяты" ООО "Партнер Торг" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о нарушении требований, предусмотренных п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ, а именно: ООО "Партнер Торг" в период с 01 марта 2020 года по 31 марта 2020 года осуществляло оборот (поставку) алкогольной продукции (пива) не соответствующей требованиям ГОСТ (с истекшим сроком годности), тем самым создавая угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Вместе с тем, при рассмотрении материалов дела должностным лицом и судами нижестоящих инстанций не учтено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 3 ст. 1.5 КоАП РФ определено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения (время, место, способ и другие обстоятельства совершения правонарушения), лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из представленных в материалы дела товарно-транспортных накладных и товарно-транспортных накладных ЕГАИС усматривается, что пиво с датой розлива 14 декабря 2019 года, поставленное ООО "РИЧ" ООО "Партнер Торг", а в дальнейшем ИП "данные изъяты" ошибочно сопроводила справка А код FA-000000040578057, которую производитель, осуществляя поставки в адрес ООО "РИЧ", оформил для партии пива с датой розлива 15 мая 2018 года. Фактически ООО "Партнер Торг" осуществило ИП "данные изъяты" поставку пива "Наше Тагильское рулит" 1, 5 л с датой розлива 14 декабря 2019 года. Из представленной ведомости по товарам организаций за период с 15 июля 2019 года (дата регистрации ООО "Партнер Торг" в качестве юридического лица) по 03 марта 2020 года, ООО "РИЧ" в адрес ООО "Партнер Торг" не поставлялось пиво "Наше Тагильское рулит" 1, 5 л. с датой розлива 15 мая 2018 года, однако осуществлялась поставка пива с датой розлива 14 декабря 2019 года.
Факт того, что фактически 03 марта 2020 года ООО "Партнер Торг" поставило предпринимателю пиво с датой розлива 14 декабря 2019 года и сроком годности 4 месяца, ранее поставленное заявителю ООО "РИЧ" по товарно-транспортной накладной от 28 февраля 2020 года N В-РИ-000653, подтверждено материалами дела и Управлением документально не опровергнуто, следовательно, на момент реализации пива (03 марта 2020 года) срок годности данной алкогольной продукции не истек. Таким образом, установленных Управлением обстоятельств недостаточно для квалификации действий "данные изъяты" общества по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Доказательства, представленные должностным лицом, вынесшим постановление о привлечении "данные изъяты" общества к административной ответственности, а также доказательства, представленные в обоснование своей правовой позиции "данные изъяты" общества, в том числе вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Пермского края от 02 марта 2021 года, оставленное без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2021 года по делу N А50-30265/2020, согласно которому постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу о назначении ООО "Партнер Торг" административного наказания, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ признано незаконным, не позволяют сделать однозначный вывод об обоснованности привлечения последнего к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по настоящему делу.
В ходе производства по делу "данные изъяты" общества последовательно указывал, что упомянутый выше товар в действительности обществом не поставлялся, товар был поставлен надлежащего качества, с надлежащим сроком годности, однако поставленный товар ошибочно сопровождала справка А код FA-000000040578057.
Таким образом, безусловный вывод о наличии в действиях "данные изъяты" ООО "Партнер Торг" объективной стороны вменяемого ему состава административного правонарушения из представленных доказательств не следует.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление врио руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 25 ноября 2020 года, решение судьи Верещагинского районного суда Пермского края от 09 февраля 2021 года, решение судьи Пермского краевого суда от 28 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, в отношении "данные изъяты" ООО "Партнер Торг" Харина А.А, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, в отношении "данные изъяты" ООО "Партнер Торг" Харина А.А. подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены состоявшиеся по делу акты (п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ).
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ, заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу защитника "данные изъяты" общества с ограниченной ответственностью "Партнер Торг" Харина Алексея Александровича - Порошиной Ирины Михайловны удовлетворить.
Постановление врио руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 25 ноября 2020 года, решение судьи Верещагинского районного суда Пермского края от 09 февраля 2021 года, решение судьи Пермского краевого суда от 28 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" общества с ограниченной ответственностью "Партнер Торг" Харина Алексея Александровича, отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Савельева Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.