Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Абдрахманова Э.Г., изучив жалобу старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нефтеюганского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "данные изъяты" на вступившие в законную силу решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 ноября 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды "данные изъяты" от 27 сентября 2021 года N 09-566/2021 ООО "РН-Юганскнефтегаз" (далее также - общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 февраля 2022 года указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
В жалобе должностное лицо, вынесшее постановление, просит отменить решения судей районного суда и суда автономного округа, возвратить дело на новое рассмотрение.
В соответствии с частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, заключается в загрязнении лесов (поступлении загрязняющих веществ в окружающую среду).
Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
Согласно подпункту "а" пункта 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09 декабря 2020 года N 2047 и введенных в действие с 01 января 2021 года, в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.
Как следует из протокола об административном правонарушении, 31 июля 2021 года в 20:30 час. на нефтепроводе O 219 к. 708.2-уз.107 Малобалыкского месторождения, в квартале 218 выделе 7 Нефтеюганского урочища Нефтеюганского участкового лесничества Нефтеюганского территориального отдела - лесничества, эксплуатируемом ООО "РН-Юганскнефтегаз", произошел инцидент (авария), последствием которого явилось загрязнение участка лесного массива нефтесодержащей жидкостью (водонефтяной эмульсией) на площади 0, 3578 га.
Установив в деянии ООО "РН-Юганскнефтегаз" нарушение требований норм законодательства, должностное лицо привлекло общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление судья районного суда, с которым согласился судья суда автономного округа, пришли к выводу о допущенных должностным лицом процессуальных нарушениях со ссылкой на то, что протокол об административных правонарушениях составлен ранее проверочных мероприятий в отсутствие процедуры возбуждения дела об административном правонарушении и административного расследования, в связи с чем прекратили производство по делу за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление.
Вместе с тем обжалуемые судебные акты законными признать нельзя, оснований для отмены постановления должностного лица и прекращения производства по делу не имелось.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются в том числе поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ).
При этом частями 2, 3 указанной статьи определено, что такие сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 указанной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явились сведения, поступившие из Нефтеюганской межрайонной прокуратуры, что не указывает на нарушение порядка возбуждения дела об административном правонарушении. Поскольку протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, оснований для признания основного процессуального документа недопустимым доказательством не имелось.
Кроме того, составление протоколов об административных правонарушениях до истребования сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, законом не запрещено, нарушением процедуры привлечения к административной ответственности не является. Истребование сведений для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, предусмотрено статьей 26.10 КоАП РФ.
Проверка в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", не проводилась, поэтому выводы судьи окружного суда о несоблюдении должностным лицом данного закона являются неправильными.
Описки, допущенные должностным лицом в постановлении, могут быть исправлены в соответствии со статьей 29.12.1 КоАП РФ.
Оценив критически процедуру привлечения ООО "РН-Юганскнефтегаз" к административной ответственности, судьи нижестоящих судов не приняли во внимание изложенное выше.
Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом, вывод о недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение, сделан без соблюдения требований названных выше норм.
Изложенное свидетельствует о том, что судьями районного и окружного судов было допущено существенное нарушение процессуальных требований КоАП РФ, повлиявшее на исход дела, что не позволяет признать обжалуемые судебные акты законными.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрена возможность вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (пункт 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ).
В связи с тем, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, по рассматриваемому делу не истек, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело об административном правонарушении - возвращению на новое рассмотрение в районный суд.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении судье следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 КоАП РФ и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.12 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 ноября 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз", - отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на новое рассмотрение.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Э.Г. Абдрахманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.