Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Абдрахманова Э.Г., рассмотрев жалобу "данные изъяты" общества с ограниченной ответственностью "Империал" Кочарян А.А. на вступившее в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 20 января 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Империал",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 20 января 2022 года ООО "Империал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, "данные изъяты" ООО "Империал" Кочарян А.А. выражает несогласие с постановлением судьи районного суда, просит его отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73).
На основании абз. 1 ст. 3 Закона N 73 к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу п. 1 ст. 36 Закона N 73 проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
На основании п. 2 ст. 36 Закона N 73 установлено, что земляные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 данного закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 данного закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В соответствии с п. 3 ст. 36 Закона N 73 строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно подп. 1 ч. 1 ст. 5.1 Закона N 73 в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Абзацем первым п. 5 ст. 5.1. Закона N 73 предусмотрено, что особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Из материалов дела следует, что ООО "Империал" в период с 20 июля 2021 года (договор от 20 июля 2021 года N 71/07/2021) по 01 октября 2021 года (акт осмотра от 01 октября 2021 года N 261), являясь подрядчиком по договору на выполнение работ по устройству детской и спортивной площадки на территории Театрального сада (месторасположение между улиц Ленина, Сибирская, 25 Октября и Петропавловская), выполнило работы по устройству бетонной площадки (бетонного основания под резиновое покрытие) на земельном участке (кадастровый N "данные изъяты"), расположенном в границах территории объекта культурного наследия - достопримечательного места "Губернский центр", объекта археологического наследия - достопримечательного места "Пермь Губернская, поселение", а также непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия регионального значения "Здание городского театра, где в 1917 года была провозглашена Советская власть в Пермской губернии, здесь в спектаклях и концертах выступали Нежданова А.В, Собин Л.В. (1927 год), Козловский И.С, Лемешев С.Я. (1941-1944 года)", в отсутствии согласованного с Инспекцией обязательного раздела проектной документации об обеспечении сохранности или проекта обеспечения сохранности объектов культурного наследия.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "Империал" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и привлечения к административной ответственности. Факт совершения ООО "Империал" вмененного ему административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности, в своей совокупности достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
ООО "Империал" является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, именно с его стороны допущены нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия в проведении работ на земельном участке, смежном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, при отсутствии согласованного с уполномоченным органом раздела об обеспечении сохранности объектов, включающего оценку воздействия проводимых работ на объекты культурного наследия.
Данные обстоятельства указывают на наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, что было правильно квалифицировано судьями по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ. Несогласие с выводами нижестоящих судебных инстанций направлено на переоценку правильно установленных обстоятельств дела.
Вопреки доводам жалобы, привлечение МКУ "Благоустройство Ленинского района" (заказчика) к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ не является основанием для освобождения ООО "Империал" от административной ответственности, поскольку общество, как подрядчик, не согласовало с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края обязательного раздела проектной документации об обеспечении сохранности или проекта обеспечения сохранности объектов культурного наследия.
Мнение заявителя о том, что вся проектная и техническая документация, предоставленная Техническим заказчиком, соответствует требованиям закона, не свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава правонарушения. Вопреки доводам жалобы юридическое лицо не приобрело право выполнять работы без необходимых согласований, вследствие чего не может быть освобождено от административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ. Также не является основанием для освобождения общества от административной ответственности факт не информированности юридического лица о зонах охраны объекта культурного наследия, отсутствие в договоре положения о получении разрешительной документации силами Подрядчика.
Протокол составлен уполномоченным должностным лицом, с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ, содержит необходимые сведения. О дате, времени и месте составления протокола юридическое лицо извещалась надлежащим образом, протокол составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, копия протокола направлена почтой в установленном законном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае общество имело возможность для соблюдения правил и норм законодательства об охране объектов культурного наследия, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что в полной мере подтверждено представленными в дело доказательствами.
С учетом всей совокупности относимых, допустимых и достоверных доказательств по делу, согласующихся между собой, ООО "Империал" обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ. Неустранимых сомнений в виновности юридического лица не имеется, положения ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности, в соответствии с требованиями ст. 29.5 КоАП РФ, и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
В постановлении судьи районного суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ. Административное наказание назначено судьей районного суда в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, с применением положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 20 января 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Империал", оставить без изменения, жалобу "данные изъяты" общества с ограниченной ответственностью "Империал" Кочарян А.А. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Э.Г. Абдрахманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.