Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Хамам" - Беловой А.В., действующей на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от 21 декабря 2021 года, решение судьи Курганского областного суда от 09 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Хамам",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Курганского городского суда Курганской области от 21 декабря 2021 года (N 5-8033/21) общество с ограниченной ответственностью "Хамам" (далее - ООО "Хамам", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Курганского областного суда от 09 февраля 2022 года (N5-8033/2021) вышеуказанное постановление судьи городского суда изменено: исключено указание на допущенные ООО "Хамам" нарушения пункта 3 решения областного оперативного штаба по проведению организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению завоза и распространения гриппа, острых респираторных инфекций, новой вирусной коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Курганской области N 112 от 27 октября 2021 года в части необеспечения проверки наличия у посетителей QR-кодов. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе на вышеуказанные судебные акты защитник общества просит их отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 000 до 300 000 рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Губернатора Курганской области от 16 марта 2020 года N 12 в связи с угрозой распространения на территории Курганской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Курганской области введен режим повышенной готовности.
Пунктом 9 решения N 34 областного оперативного штаба по проведению организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Курганской области от 10 июня 2020 года утверждены порядки организации работы организаций по соблюдению санитарно-противоэпидемических требований.
Приложением к решению областного оперативного штаба по проведению организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Курганской области от 10 июня 2020 года N 34 утвержден дополнительный порядок организаций независимо от организационно-правовой формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей осуществляющих деятельность по организации работы бань и саун по соблюдению санитарно-противоэпидемических требований.
Согласно пункту 2 дополнительного порядка организаций независимо от организационно-правовой формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей осуществляющих деятельность по организации работы бань и саун по соблюдению санитарно-противоэпидемических требований, индивидуальные предприниматели и организации обязаны организовать "входной фильтр" для посетителей с проведением контроля температуры тела и уточнением информации о состоянии здоровья и возможных контактах с дольными COVID-19 лицами.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ послужили изложенные в судебном акте судьи городского суда выводы о том, что 31 октября 2021 года в 13 часов 00 минут ООО "Хамам", по адресу: г. Курган, пр. Конституции, 31, в общественной бане при входе в помещение не обеспечена проверка наличия у посетителей QR-кодов, и измерение температуры тела, тем самым нарушены положения п. 3 решения областного оперативного штаба по проведению организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Курганской области N 112 от 27 октября 2021 года, п. 2 дополнительного порядка работы организаций независимо от организационно-правовой формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей осуществляющих деятельность по организации работы бань и саун по соблюдению санитарно-противоэпидемических требований.
Решением судьи областного суда исключено указание на допущенные ООО "Хамам" нарушения пункта 3 решения областного оперативного штаба по проведению организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Курганской области N 112 от 27 октября 2021 года в части обязанности проверки у посетителей QR-кодов, поскольку указанная мера была введена с 01 ноября 2021 года, тогда как правонарушение выявлено 31 октября 2021 года.
С указанными выводами судьи областного суда оснований не согласиться не имеется.
Установленные обстоятельства, указывающие на совершение обществом "Хамам" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, с достоверностью подтверждены представленными в материалы дела и исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, которые получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ при вынесении судебных актов.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ООО "Хамам" квалифицировано по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и законодательства в вышеуказанной сфере.
Вместе с тем имеются основания для отмены принятых по делу актов по следующим основаниям.
Вмененное в настоящем случае ООО "Хамам" нарушение касается невыполнения правил, содержавшихся в пункте 2 дополнительного порядка организаций независимо от организационно-правовой формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей осуществляющих деятельность по организации работы бань и саун по соблюдению санитарно-противоэпидемических требований, утвержденных решением областного оперативного штаба по проведению организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Курганской области от 10 июня 2020 года N 34, которые являлись действующими как на момент совершения административного правонарушения, так и на момент рассмотрения дела и жалобы.
В то же время, на момент рассмотрения настоящей жалобы на вступившие в законную силу судебные акты, 05 марта 2022 года областным оперативным штабом по проведению организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению распространения гриппа, острых респираторных вирусных инфекций, новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Курганской области принято решение N 130, согласно которому с 06 марта 2022 года не подлежат применению порядки организации работы организаций по соблюдению санитарно-противоэпидемических требований, утвержденных решением Оперативного штаба от 10 июня 2020 года N 34.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено.
Соответствующий правовой подход отражен в вопросе 22 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года.
Сведений об исполнении административного наказания материалы дела не содержат.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отмене закона, установившего административную ответственность.
При таких обстоятельствах постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от 21 декабря 2021 года, решение судьи Курганского областного суда от 09 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Хамам" подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от 21 декабря 2021 года, решение судьи Курганского областного суда от 09 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Хамам" - отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.