Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Абдрахманова Э.Г., рассмотрев жалобу законного представителя Государственного бюджетного учреждения Тюменской области "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов" директора Мальцева Н.Н. на постановление начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области N 550 от 12 октября 2020 года, представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения N 10 от 12 октября 2020 года, решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 29 июля 2021 года, решение судьи Тюменского областного суда от 18 октября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного бюджетного учреждения Тюменской области "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов",
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области Морева В.Л. N 550 от 12 октября 2020 года Государственное бюджетное учреждение Тюменской области "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов" (ГБУ ТО "Тюменская авиабаза") привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере двести десяти тысяч рублей.
Представлением начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области Морева В.Л. об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения N 10 от 12 октября 2020 года, ГБУ ТО "Тюменская авиабаза" установлена обязанность принять меры по устранению причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению.
Решением судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 29 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 18 октября 2021 года постановление начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области Морева В.Л. N550 от 12 октября 2020 года изменено. Из мотивировочной части постановления исключено указание на наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства, предусмотренного статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде повторного совершения однородного административного правонарушения, а также на постановление N464 от 12 августа 2020 года о назначении административного наказания по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ГБО ТО "Тюменская авиабаза"; снижено назначенное ГБО ТО "Тюменская авиабаза" наказание в виде административного штрафа до двухсот тысяч рублей. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения. Представление начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области Морева В.Л. об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения N10 от 12 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГБО ТО "Тюменская авиабаза" оставлено без изменения.
В жалобе Мальцев Н.Н. выражает несогласие с вынесенными по делу актами. Указывает на процессуальные нарушения, допущенные должностным лицом на стадиях возбуждения и рассмотрения административного дела. Так, постановление о привлечении ГБУ ТО "Тюменская авиабаза" вынесено на основании протокола об административном правонарушении N553 от 03 сентября 2020 года. Вместе с тем, Учреждением получен протокол N553 от 27 августа 2020 года. На дату составления протокола - 27 августа 2020 года представитель ГБУ ТО "Тюменская авиабаза" не вызывался, уведомление на указанную дату не получал.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 19 мая 2022 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Основанием для привлечения ГБУ ТО "Тюменская авиабаза" к административной ответственности явилось выполнение последними работ по дополнению лесных культур с нарушением требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению. Так, фактически после проведенных работ по дополнению количество деревьев составило 28, 8% от первоначальной густоты, установленной проектом искусственного лесовосстановления (4400 шт. на га) - 1267 шт. на га.
Судя областного суда при рассмотрении жалобы на решение судьи районного суда, сделал вывод о законности привлечения ГБУ ТО "Тюменская авиабаза" к административной ответственности по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отсутствии процессуальных нарушений, указанных в жалобе в районный и областной суды юридическим лицом.
Вместе с тем, решение судьи областного суда законным признать нельзя ввиду следующего.
Порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, являющегося одной из стадий производства по делу об административном правонарушении, установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Принимая во внимание, что возможность обжалования судебного акта и его пересмотр в вышестоящей инстанции является одним из неотъемлемых элементов конституционного права на судебную защиту, положения части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позволяют суду игнорировать или произвольно отклонять доводы жалобы, не приводя фактические и правовые мотивы отказа в их удовлетворении, и, следовательно, выносить соответствующее решение без рассмотрения в полном объеме и оценки приводимых доводов, без указания на конкретные основания, по которым те или иные доводы отвергаются, либо принимаются во внимание, а также без ссылок на соответствующие нормы материального и процессуального права.
Однако указанные выше требования закона судьей областного суда при рассмотрении жалобы законного представителя юридического лица на постановление и представление должностного лица и решение судьи районного суда не выполнены.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В материалах данного административного дела имеется протокол об административном правонарушении в отношении ГБУ ТО "Тюменская авиабаза" по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях N 553 от 03 сентября 2020 года и представленная в материалы дела юридическим лицом аналогичная по содержанию копия протокола об административном правонарушении N 553 от иной даты - от 27 августа 2020 года (л.д. 64-67, 107-110).
Как видно из материалов дела, о времени и месте составления протокола N 553 от 03 сентября 2020 года юридическое лицо было извещено посредством электронного документооборота письмом N 6173-20 от 28 августа 2020 года (л.д. 96).
Данных, подтверждающих извещение юридического лица о месте и времени составления протокола N 553 - 27 августа 2020 года в материалах дела не имеется.
Из содержания обжалуемого юридическим лицом постановления о назначении административного наказания N 550 от 12 октября 2020 года следует, что представитель ГБУ ТО "Тюменская авиабаза", директор Армизонского филиала ГБУ ТО "Тюменская авиабаза" "данные изъяты" присутствовал при составлении 03 сентября 2020 года протокола N553 об административном правонарушении по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 39).
Вместе с тем, согласно протоколу N 553 от 03 сентября 2020 года, указанный документ составлен главным специалистом Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области "данные изъяты" в отсутствие законного представителя ГБУ ТО "Тюменская авиабаза". Копия указанного протокола направлена юридическому лицу 03 сентября 2020 года (л.д. 64, 67).
При рассмотрении административного дела в районном суде законным представителем юридического лица ГБУ ТО "Тюменская авиабаза" представлена копия протокола N 553 от 27 августа 2020 года, которая была направлена в адрес юридического лица, и на составление которого представитель не извещался (л.д. 107-110).
На данные обстоятельства указано в жалобе, поданной в областной суд, на состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи районного суда.
При рассмотрении жалобы судьей Тюменского областного суда не установлено и не выяснено, почему по одному и тому же факту административного правонарушения должностным лицом было составлено два идентичных по содержанию протокола об административном правонарушении в отношении ГБУ ТО "Тюменская авиабаза" по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но с разными датами составления - N533 от 27 августа 2020 года и N553 от 03 сентября 2020 года. Так же, судьей не установлено, по какой причине Учреждение вызывалось на составление протокола на 03 сентября 2020 года, а отправлен и получен ГБУ ТО "Тюменская авиабаза" протокол датированный 27 августа 2020 года.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении жалобы на вынесенное по делу постановление должностного лица и решение судьи районного суда процессуальные нормы о необходимости выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судьей областного суда не соблюдены, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела им не приняты, необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не созданы, что не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, решение судьи Тюменского областного суда от 18 октября 2021 года является преждевременным, постановленным на неустановленных данных.
Допущенные судьей областного суда нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, они повлияли на исход дела и привели к неправильному его разрешению, в связи с чем, решение судьи областного суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в областной суд (пункт 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При новом рассмотрении дела судье областного суда следует учесть указанное, принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств дела, дать надлежащую оценку всем доводам, изложенным в жалобе, принять по делу законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Тюменского областного суда от 18 октября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного бюджетного учреждения Тюменской области "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов", - отменить.
Возвратить дело на новое рассмотрение в Тюменский областной суд.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Э.Г. Абдрахманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.