Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Абдрахманова Э.Г., рассмотрев жалобу защитника религиозной организации "Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь Соликамской Епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат)" - адвоката Бушуева Александра Сергеевича на вступившие в законную силу постановление судьи Чердынского районного суда Пермского края от 20 декабря 2021 года, решение судьи Пермского краевого суда от 17 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении религиозной организации "Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь Соликамской Епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат)",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Чердынского районного суда Пермского края от 20 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда от 17 февраля 2022 года, религиозная организация "Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь Соликамской Епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат)" (далее так же - юридическое лицо, религиозная организация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание, с применением положений п. 3.2 ч. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, адвокат Бушуев А.С. выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами, просит их отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73).
На основании абз. 1 ст. 3 Закона N 73 к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу п. 1 ст. 36 Закона N 73 проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
На основании п. 2 ст. 36 Закона N 73 установлено, что земляные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 данного закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 данного закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В соответствии с п. 3 ст. 36 Закона N 73 строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно подп. 1 ч. 1 ст. 5.1 Закона N 73 в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Абзацем первым п. 5 ст. 5.1. Закона N 73 предусмотрено, что особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
Частью 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Как следует из материалов дела, религиозная организация "Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь Соликамской Епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат)" в период с 16 июня 2021 года по 30 августа 2021 года, являясь пользователем объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Иоанна Богослова" и земельного участка по адресу: "адрес" нарушила порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, выразившийся в проведении работ по устройству ограды без согласования с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края, а также не установиланадпись и обозначение, содержащие информацию об объекте культурного наследия.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении религиозной организации протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения к административной ответственности. Факт совершения религиозной организацией "Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь Соликамской Епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат)" вмененного ему административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности, в своей совокупности достаточности по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Религиозная организация "Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь Соликамской Епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат)" является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, именно с его стороны допущены нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия по проведению работ на земельном участке в границах территории объекта культурного наследия, при отсутствии согласованного с уполномоченным органом письменного задания и разрешения на проведение работ, а также научно-проектной документации, содержащей раздел об обеспечении сохранности объекта археологического наследия и достопримечательного места.
Данные обстоятельства указывают на наличие в действиях юридического лица состава вмененного ему административного правонарушения, действия религиозной организации правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол составлен уполномоченным должностным лицом, с соблюдением требований ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит необходимые сведения. О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении юридическое лицо извещалось надлежащим образом, протокол составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, копия протокола направлена почтой в установленном законном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае религиозная организация имела возможность для соблюдения правил и норм законодательства об охране объектов культурного наследия, но ею не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению, что в полной мере подтверждено представленными в дело доказательствами.
С учетом всей совокупности относимых, допустимых и достоверных доказательств по делу, согласующихся между собой, религиозная организация "Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь Соликамской Епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат)" обоснованно признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Неустранимых сомнений в виновности юридического лица не имеется, положения ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности, в соответствии с требованиями ст. 29.5 КоАП РФ, и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении судьи районного суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание назначено судьей районного суда в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
Доводы жалобы о том, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением положений ч. 2 ст. 1.7 данного Кодекса, подлежат отклонению.
Пункт 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает такое обстоятельство, исключающее производство по делу об административном правонарушении, как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Действительно, с 06 апреля 2022 года вступил в действие Федеральный закон от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым внесены изменения в ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применяющуюся к неисполненным наказаниям в силу ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 6 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дополненной Федеральным законом от 26 марта 2022 N 70-ФЗ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II данного Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 этой статьи.
Вместе с тем, вопреки доводам жалобы, применение ч. 2 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено, и прекращение производства по делу на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 данного Кодекса возможны только при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно материалам настоящего дела, постановление Чердынского районного суда Пермского края от 20 декабря 2021 года о назначении религиозной организации "Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь Соликамской Епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат)" административного наказания исполнено, что подтверждается постановлением об окончании исполнительного производства от 25 марта 2022 года, согласно которому, требования исполнительного документа о взыскании административного в размере 100 000 рублей исполнены в полном объеме (л.д. 162).
При таких обстоятельствах и с учетом положений ч. 2 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обжалуемые судебные акты, вынесенные по данному делу об административном правонарушении, в отношении религиозной организации "Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь Соликамской Епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат)", отмене не подлежат.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Чердынского районного суда Пермского края от 20 декабря 2021 года, решение судьи Пермского краевого суда от 17 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении религиозной организации "Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь Соликамской Епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат)", оставить без изменения, жалобу адвоката Бушуева А.С. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Э.Г. Абдрахманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.