Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельевой Л.А, судей Абдрахмановой Э.Г, Зариповой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Свердловской области Крылова Б.А. на решение Октябрьского районного суда города Екатеринбурга от 11 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 11 ноября 2021 года по административному делу N 2а-4447/2021 по административному исковому заявлению управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Екатеринбургу (УМВД России по г. Екатеринбургу) об установлении административного надзора в отношении Кочергина Александра Александровича.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, заключение прокурора Трошкиной А.В, полагавшей судебные акты подлежат изменению в части, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
УМВД России по г. Екатеринбургу обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении Кочергина Александра Александровича, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость.
В обоснование требований указало на то, что приговором Сосновского районного суда Челябинской области от 19 июня 2017 года Кочергин А.А. осужден по "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) к 3 годам 4 месяцем лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. 03 марта 2020 года Кочергин А.А. освобожден из ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области условно-досрочно сроком на 5 месяцев 6 дней.
В связи с тем, что по окончании срока условно-досрочного освобождения судимость Кочергина А.А. за совершение тяжкого преступления не снята и не погашена, УМВД России по Екатеринбургу обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора сроком на 3 (три) года со ссылкой на пункт 2 части 3 статьи 3; пункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и с административными ограничениями. В обоснование приведены мотивы о том, что в период нахождения на профилактическом учете в связи с условно-досрочным освобождением, Кочергин А.А. в течение одного года совершил два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в связи с чем в отношении него следует установить административный надзор на основании пункта 2 части 3 статьи 3 Федерального закона N64-ФЗ.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 11 августа 2021года требования административного истца удовлетворены, в отношении Кочергина А.А. установлен административный надзор на срок до истечения срока погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания со следующими административными ограничениями: запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения в период с 22:00 до 06:00 часов, если это не связано с трудовой деятельностью; обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрет выезда за пределы Свердловской области без разрешения органа внутренних дел. Срок административного надзора исчислять с момента вступления решения в законную силу.
Апелляционным определение Судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 11 ноября 2021 года удовлетворено апелляционное представление прокурора об изменении решения суда первой инстанции в части не указания срока, на который установлен административный надзор.
В кассационном представлении, поданном 24 марта 2022 года, в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции прокурор просит изменить решение суда в части исчисления срока административного надзора, указал на необходимость его исчисления со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц. Информация о времени и месте судебного разбирательства суда кассационной инстанции заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав заключение прокурора Трошкиной А.В, полагавшей судебные акты подлежащими изменению, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Правоотношения, связанные с установлением, продлением, досрочным прекращением административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений, урегулированы Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный Закон N 64-ФЗ).
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона N 64-ФЗ)
Под административными ограничениями понимается временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с указанным Федеральным законом, за несоблюдение которых поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1, часть 3 статьи 11 Федерального закона N 64-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего либо двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 УК РФ.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 3 настоящего Закона N64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Частью 3 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ предусмотрено, что в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Кочергин А.А. осужден за совершение преступления, предусмотренного "данные изъяты" УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок пять лет с отбытием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговором Сосновского районного суда Челябинской области от 19 июня 2017 года в действиях Кочергина А.А. установлен опасный рецидив преступлений, в связи с тем, что Кочергин А.А. ранее судим за совершение особо тяжкого преступления и отбывал наказание в местах лишения свободы.
Суд первой инстанции с учетом указанных обстоятельств пришел к выводу о том, что в отношении Кочергина А.А. следует установить административный надзор на основании пункта 2 части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ, как в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
При этом, не согласился с требованиями УМВД России по городу Екатеринбурга об установлении административного надзора в отношении Кочергина А.А. по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 3 статьи 3; пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ, как не основанные на законе.
При определении срока административного надзора, суд первой инстанции учел, что Кочергин А.А. осужден за совершение тяжкого преступления, судимость за которое погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания (п. "г" ч.3 ст.86 УК РФ (ред. ФЗ от 23.07.2013 N218-ФЗ), пришел к выводу о том, что в отношении Кочергина А.А. следует установить административный надзор на срок не превышающий срока погашения судимости за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ).
При разрешении вопроса об установлении административных ограничений в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения в период с 22:00 до 06:00 часов, если это не связано с трудовой деятельностью; обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета выезда за пределы Свердловской области без разрешения органа внутренних дел, суд первой инстанции учел степень опасности совершенного Кочергиным А.А. тяжкого преступления, а также данные о его личности пришел к выводу о том, что они являются разумными и необходимыми, способствуют предупреждению совершения им преступлений и других правонарушений.
Суд апелляционной инстанции, признал правомерным отклонение требований административного истца для установления административного надзора по основаниям, предусмотренным пунктом 2 частью 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ (совершение в течение одного года, после отбытия уголовного наказания в местах лишения свободы, двух и более административных правонарушений посягающих на общественный порядок и общественную безопасность). Согласился с выводами суда первой инстанции об установлении административного надзора в отношении Кочергина А.А, имеющего непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, по основаниям, предусмотренным пунктом 2 частью 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ.
Срок административного надзора в отношении лиц указанных в части 2 статьи 3 настоящего Закона N64-ФЗ, согласно пункту 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона, установлен на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Частью 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ предусмотрены сроки исчисления административного надзора, в частности: в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Закона, и лиц указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Закона N64-ФЗ, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона N 64-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции, установив, что резолютивная часть решения суда первой инстанции не содержала срок, на который установлен административный надзор, в соответствии с требованиями статьи 273 КАС РФ, изменил решение суда и установиладминистративный надзор на срок 8 (восемь) лет, установленный законодательством РФ для погашения судимости по приговору Сосновского районного суда Челябинской области от 19 июня 2017 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов о наличии оснований по пункту 2 части 2 статьи 3 Закона N64-ФЗ для установления административного надзора в отношении Кочергина А.А, имеющего непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела, подтвержденным доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
В силу части 4 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации, преступление, совершенное Кочергиным А.А. является тяжким преступлением.
Исходя из пункта "г" части 3 статьи 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Вывод суда апелляционной инстанции об установлении поднадзорному лицу административного надзора на срок, установленный для погашения судимости - 8 (восемь) лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, является законным и обоснованным.
Вместе с тем, кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу, что при исчислении срока административного надзора в отношении Кочергина А.А. судом первой инстанции необоснованно указано на его исчисление с момента вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда, фактически не проверила законность суда первой инстанции, содержащиеся в нем выводы относительно исчисления срока административного надзора с момента вступления решения суда в законную силу.
Как следует из материалов дела, УМВД России по городу Екатеринбург обратилось в суд об установлении административного надзора Кочергину А.А. по окончании им срока условно-досрочного освобождения, назначенного постановлением Синарского районного суда г. К.Уральского Свердловской области от 20.02.2020 на 05 месяцев 06 дней. Кочергин А.А. состоял на учете ФКУ УИИ ГУФСИН России по Свердловской области с 18.03.2020, снят с учета 02.09.2020 в связи с отбытием срока наказания.
Таким образом, поднадзорное лицо имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, в действиях Кочергина А.А. установлен опасный рецидив преступлений, административный надзор установлен на основании пункта 2 части 2 статьи 3 настоящего Закона N64-ФЗ, исчисление срока административного надзора подлежит установлению в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 настоящего Закона - с момента постановки на учет в органах внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
С учетом изложенного и в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 329 КАС РФ, кассационная инстанция суда общей юрисдикции считает необходимым решение Октябрьского районного суда города Екатеринбурга от 11 августа 2021 года и апелляционное определение административной коллегии Свердловского областного суда от 11 ноября 2021 года изменить, изложив резолютивную часть в иной редакции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Октябрьского районного суда города Екатеринбурга от 11 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 11 ноября 2021 года изменить, изложить резолютивную часть в следующей редакции:
Установить в отношении Кочергина Александра Александровича, "данные изъяты" года рождения, административный надзор на срок 8 (восемь) лет, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчислять Кочергину Александру Александровичу со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить в отношении Кочергина Александра Александровича следующие административные ограничения: запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения в период с 22:00 до 06:00 часов, если это не связано с трудовой деятельностью; обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрет выезда за пределы Свердловской области без разрешения органа внутренних дел.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.