Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельевой Л.А, судей Чирковой Т.Н, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зубайраева Сайд-Ахмеда Сайдемиевича на решение Тагилстроевского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 29 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 15 февраля 2022 года по административному делу N 2а-2513/2021 по административному исковому заявлению ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области об установлении административного надзора в отношении Зубайраева Сайд-Ахмеда Сайдемиевича.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, заключение прокурора Трошкиной А.В, полагавшей судебные акты оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении Зубайраева Сайд-Ахмеда Сайдемиевича освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость.
В обоснование требований указало на то, что приговором судьи Верховного суда Чеченской Республики от 12 ноября 2003 года (с учетом кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации от 06 мая 2014 года) Зубайраев осужден по "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) к 19 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В связи с тем, что осужденный Зубайраев совершил особо тяжкое преступление, предусмотренное частью 3 статьи 205 УК РФ, административный истец ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области на основании пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (Федеральный закон N 64-ФЗ) просило установить в отношении него административный надзор на срок 8 лет с административными ограничениями в виде запрета пребывания вне жилого помещения, избранного местом жительства либо пребывания или фактического нахождения в период времени с 23:00 часов до 06:00; обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета выезда за пределы города "данные изъяты".
Решением Тагилстроевского районного суда Свердловской области от 29 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Свердловского областного суда от 15 февраля 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено, в отношении Зубайраева установлен административный надзор на срок 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания с административными ограничениями в виде: запрета пребывания вне жилого или иного помещения, избранного местом жительства, пребывания или фактического нахождения в период времени с 23:00 до 06:00 часов; обязательной явки 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета выезда за пределы территории субъекта Российской Федерации, избранного в качестве места жительства или пребывания, без соответствующего разрешения органов внутренних дел; запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях. Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В кассационной жалобе, поступившей в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 07 апреля 2022 г, Зубайраев просит отменить указанные судебные акты, сославшись на их незаконность и необоснованность, и назначить административный надзор сроком не более 3 лет, с установлением ограничений при условии предоставления на территории "данные изъяты" постоянного места жительства и регистрации.
В возражениях на кассационную жалобу представитель прокуратуры Свердловской области просил оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу Зубайраева - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц. Информация о времени и месте судебного разбирательства суда кассационной инстанции заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Трошкиной А.В, полагавшей судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
Правоотношения, связанные с установлением, продлением, досрочным прекращением административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений, урегулированы Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный Закон N 64-ФЗ).
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона N 64-ФЗ)
Под административными ограничениями понимается временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с указанным Федеральным законом, за несоблюдение которых поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1, часть 3 статьи 11 Федерального закона N 64-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего либо двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 УК РФ.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 3 настоящего Закона N64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 приведенного федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 Закона N 64-ФЗ).
Срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в частях 2 и 2.1статьи 3 названного федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона N 64-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судами, по приговору судьи Верховного суда Чеченской Республики от 12 ноября 2003 года (с учетом кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации от 06 мая 2014 года) Зубайраев осужден за по "данные изъяты" УК РФ к 19 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Преступление, которое совершил Зубайраев, отнесено в силу части 4 статьи 15 УК РФ к категории особо тяжких преступлений.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N64-ФЗ в отношении лиц указанной категории административный надзор устанавливается на срок установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок для погашения судимости согласно пункту "д" части 2 статьи 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения Зубайраевым преступления) составляет 8 (восемь) лет после отбытия наказания.
В силу приведенных правовых норм и с учетом установленных по административному делу обстоятельств, суды пришли к правильному выводу о наличии предусмотренных частью 1 статьи 3 и пунктом 3 части 2 статьи 3 приведенного федерального закона оснований для установления административного надзора в отношении Зубайраева, имеющего непогашенную и неснятую судимость за совершение особо тяжкого преступления, на срок 8 (восемь) лет.
Ссылка Зубайраева в кассационной жалобе на несогласие с установлением административного надзора на срок 8 лет не свидетельствует о незаконности и необоснованности судебных решений, поскольку срок погашения судимости за совершение особо тяжкого преступления, установленный Уголовным Кодексом Российской Федерации (в редакции по состоянию на март 2002 год) составляет 8 лет и оснований для снижения данного срока действующим законодательством не предусмотрено.
Вопреки доводам жалобы, установленные судом административные ограничения в виде запрета пребывания вне жилого помещения, избранного местом жительства, пребывания или фактического нахождения в период времени с 23:00 до 06:00 часов; обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрета выезда за пределы территории субъекта Российской Федерации, избранного в качестве места жительства или пребывания, без соответствующего разрешения органов внутренних дел регламентированы частью 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ, направлены на обеспечение индивидуального профилактического воздействия с учетом данных о личности Зубайраева, который за период отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы 30 раз подвергался дисциплинарным взысканиям, в том числе в виде водворения в штрафной изолятор, а также степени тяжести совершенного им преступления, иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в частности, в Определениях от 22 марта 2012 года N 597-О-О, от 24 сентября 2012 года N 1739-О, от 22 ноября 2012 года N 2064-О, от 22 апреля 2014 года N 885-О, от 23 апреля 2015 года N 898-О, от 22 декабря 2015 года N 2876-О, от 19 июля 2016 года N 1675-О, установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, при наличии предусмотренных Законом об административном надзоре оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов согласуется с нормой части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным этим конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится.
Таким образом, установленные в отношении Зубайраева Сайд-Ахмеда Сайдемиевича административные ограничения не могут расцениваться в качестве нарушающих его конституционных прав, а устанавливают контроль за его поведением после отбытия наказания по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения..
Данные меры соответствуют целям и задачам административного надзора - недопущения совершения новых правонарушений и оказания помощи в возвращении и приобретении необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе с соблюдением норм права и соответствуют перечню ограничений права и свобод, применяемых при установлении и осуществлении административного надзора.
Само по себе указание на пределы территории субъекта Российской Федерации, в котором поднадзорным лицом избрано место жительства, пребывания или фактическое нахождение, без указания конкретного субъекта Российской Федерации, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Зубайраева, поскольку при фактическом определении им постоянного места жительства и постановки на учет в органе внутренних дел, разрешение данного процессуального вопроса предусмотрено главой 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Иные доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм права, которые в соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ могли бы служить основанием для отмены или изменения судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тагилстроевского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 29 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 15 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зубайраева Сайд-Ахмеда Сайдемиевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.