Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А, Тетюева С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 февраля 2022 года по административному делу N2а-2973/2021 по административному иску акционерного общества "Альфа-Банк" к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Новый Уренгой Управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу Янмурзаевой Ф.В, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
АО "Альфа-Банк" обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Новому Уренгою УФССП России по Ямало-Ненецкому АО Янмурзаевой Ф.В. о признании незаконным бездействия по исполнительному производству N "данные изъяты", возбужденному 29 июля 2021 года в отношении должника Джамаловой З.К, а именно в непроведении проверки имущественного положения должника по месту жительства, не обращении взыскания на принадлежащее должнику имущество, не вручении должнику требования о предоставлении доступа в жилое помещение по месту жительства должника, не установлении источника дохода должника, не вынесении постановления об ограничении права на выезд за пределы РФ.
Решением Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 февраля 2022 года, административный иск удовлетворен частично, признано незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя в части непринятия мер по установлению источников дохода должника Джамаловой З.К, сведений о ее месте работы в период с 29 июля 2021 года по 15 октября 2021 года, в удовлетворении требований в остальной части отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 30 марта 2022 года), административный ответчик Управление Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту- УФССП России по Ямало-Ненецкому АО) выражает несогласие с судебными актами, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение и апелляционное определение, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяет Федеральный закон от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ).
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение наряду с другими актами и документами судебных актов (статья 2 поименованного закона).
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (пункты 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ).
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В целях полного, правильного и своевременного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель совершает исполнительные действия и применяет меры принудительного исполнения.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как следует из материалов дела, на основании вступившего в законную силу решения Новоуренгойского городского суда ЯНАО от 23 апреля 2021 года с Джамаловой З.К. в пользу АО "Альфа-Банк" взыскана задолженность в сумме 1 996 443, 83 рублей. 29 июля 2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Новому Уренгою Янмурзаевой Ф.В. возбуждено исполнительное производство N "данные изъяты".
Судебными инстанциями установлено, что после истечения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем неоднократно направлялись запросы в ФНС, МВД России, ГИБДД, операторам связи, в банки и кредитные учреждения с целью установления факта наличия у должника имущества и денежных средств, информации об оформленных за должником абонентских номерах, сведений о нахождении на регистрационном учете в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного).
30 июля 2021 года судебным приставом-исполнителем Янмурзаевой Ф.В. вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортного средства ВАЗ 21102, 2003 года выпуска, государственный регистрационный знак "данные изъяты"; 05 августа 2021 года и 5 октября 2021 года судебным приставом-исполнителем Янмурзаевой Ф.В. совершен выход по месту жительства должника "данные изъяты", с составлением соответствующих актов, которыми установлено, что должник по адресу проживания отсутствовал, в дверях оставлено извещение о явке к судебному приставу-исполнителю; постановлением судебного пристава-исполнителя Янмурзаевой Ф.В. от 15 октября 2021 года был объявлен запрет на совершение регистрационных действий в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты" постановлением от 06 августа 2021 года судебным приставом-исполнителем Янмурзаевой Ф.В. в отношении Джамаловой З.К. вынесено постановление о временном ограничении на выезд из Российской Федерации; 05 октября 2021 года судебным приставом-исполнителем обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе, материалы вышеуказанного исполнительного производства, установив, что запрос о предоставлении информации о заработной плате должника или доходе, на которые начислены страховые взносы, сформирован судебным приставом-исполнителем 18 октября 2021 года (за день до судебного заседания), пришел к выводу, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, о частичном удовлетворении заявленных требований, указав на то, что судебный пристав-исполнитель не принял в период с 29 июля 2021 года по 15 октября 2021 года меры по установлению источника дохода и сведений о месте работы должника. Правовых оснований для удовлетворения требований административного истца в остальной части суд первой инстанции не усмотрел.
Оснований не согласиться с указанными выводами нижестоящих судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения вышеуказанных требований административного истца сделан судебными инстанциями с учетом конкретных обстоятельств данного дела, основан на анализе исследованных доказательств, соответствует материалам данного дела и положениям Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В настоящем случае именно на судебном приставе-исполнителе, как административном ответчике, лежала обязанность по доказыванию соблюдения им требований Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", отсутствия при этом незаконного бездействия, нарушающего право административного истца на полное и своевременное исполнение требований исполнительного документа.
С учетом представленных в материалы дела административным ответчиком сведений судами сделаны выводы о наличии со стороны судебного пристава-исполнителя незаконного бездействия, поскольку фактически совершенные исполнительные действия достаточными и эффективными для исполнения требований исполнительного документа не являлись.
Доводы жалобы о том, что в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем были направлены запросы в ФНС, регистрирующие органы, кредитные и банковские учреждения, вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, о запрете на регистрационные действия в отношении транспортного средства, запрете на совершений действий по регистрации в отношении недвижимого имущества, о временном ограничении на выезд из Российской Федерации, судебным пристав-исполнителем дважды осуществлен выход по месту жительства и регистрации должника; остаток долга составляет 1 878 169, 29 руб, а также ссылки на положения части 1 статьи 98 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ, не опровергают установленные судами фактические обстоятельства о том, что судебный пристав-исполнитель не принял меры по установлению источника дохода и сведений о месте работы должника, место нахождения которого (должника) не было установлено, а также вывод судебных инстанций, с учетом установленных фактических обстоятельств, о допущенном судебным приставом-исполнителем бездействии. Факт бездействия должностного лица безусловно свидетельствует о нарушении права административного истца.
Необходимая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований в ходе рассмотрения дела была установлена.
Суждения подателя жалобы со ссылкой на положения части 1 статьи 98 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ, сведенные к мнению об отсутствии оснований у судебного пристава-исполнителя для выявления доходов должника, противоречат положениям Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ и не учитывают задачи и принципы исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона об исполнительном производстве).
Доводы жалобы о том, что судебным приставом- исполнителем 29 июля 2021 года были направлены необходимые запросы в Пенсионный фонд и налоговый орган, с целью установления вида деятельности должника, не подтверждены доказательствами, которые были приобщены судом первой инстанции к материалам дела и являлись предметом исследования судебных инстанции. Вместе с тем, сами по себе указанные доводы со ссылками на ответ ПФ РФ от 29 июля 2021 года, ответ ФНС России от 01 августа 2021 года, не свидетельствуют о принятии судебным приставом-исполнителем исчерпывающих мер по установлению источника дохода и сведений о месте работы должника.
Ссылки в кассационной жалобе на несогласие с результатом рассмотренного судом апелляционной инстанции ходатайства, заявленного представителем УФССП России по Ямало-Ненецкому АО, о приобщении к материалам дела сведений о списании с расчетного счета должника денежных средств и перечисление их взыскателям, в том числе административному истцу, сводку по исполнительному производству от 18 февраля 2022 года, ответ ПФ РФ на запрос судебного пристава-исполнителя от 29 июля 2021 года, ответ ФНС от 01 августа 2021 года на запрос судебного пристава-исполнителя от 29 июля 2021 года о предоставлении информации о должнике, основанием для отмены судебных актов не являются.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении административного дела судом первой инстанции на данные обстоятельства (направление запроса в ПФ РФ 29 июля 2021 года) административные ответчики не ссылались (письменные возражения на административный иск - л.д.24-26); в материалы данного дела была представлена копия исполнительного производства (л.д.27-81), в рамках которого такие сведения отсутствуют; в материалах исполнительного производства имеется запрос, который сформирован судебным приставом-исполнителем лишь 18 октября 2021 года (л.д.81) о предоставлении информации о заработной плате должника или доходе, на которые начислены страховые взносы. Новые доказательства могут быть приняты в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине (часть 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Из протокола судебного заседания суда апелляционной инстанции от 21 февраля 2022 года усматривается, что уважительных причин непредоставления указанных доказательств в суд первой инстанции, административным ответчиком не приведено. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что требования статьи 154 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом апелляционной инстанции соблюдены, само ходатайство административного ответчика судом апелляционной инстанции рассмотрено, вынесено определение об отказе в удовлетворении ходатайства, оснований для выводов о допущенных судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела существенных нарушениях процессуальных требований, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, не имеется.
Приложенные административным ответчиком к кассационной жалобе новые доказательства (сводка по исполнительно запросу, ответ от 29 июля 2021 года, ответ от 01 августа 2021 года, платежные поручения) не подлежат принятию судом кассационной инстанции в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Несогласие с указанными выше выводами судов о наличии незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя, сводится к переоценке представленных в материалы дела доказательств и сделанных на основании установленных обстоятельств выводов, и не является основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 20 мая 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.