Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Кудряшова В.К, Корпачевой Е.С.
при секретаре Сахарове Р.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1177/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества "Стиль" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с использованием недостоверных сведений об объекте недвижимости, признании действий (бездействия) при рассмотрении заявления об исправлении ошибок незаконными
по апелляционной жалобе акционерного общества "Стиль" на решение Московского областного суда от 10 ноября 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, судебная коллегия по административным делам
установила:
акционерное общество "Стиль" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с использованием недостоверных сведений об объекте недвижимости, признании действий (бездействия) при рассмотрении заявления об исправлении ошибок незаконными, указывая на то, что является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес".
Распоряжением Министерства имущественных отношений N15-ВР-1633 от 27 ноября 2018 года кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости установлена в размере 105 862 189 руб. 44 коп. по состоянию на 1 января 2018 года. Актом государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" от 29 марта 2019 года N 004д кадастровая стоимость этого объекта определена в размере 117 233 381 руб. 08 коп. Объект при проведении кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года отнесен к подгруппе 0402 - "Магазины 250 и более кв. м" и в дальнейшем к подгруппе 0403 - "Прочие многофункциональные торгово-сервисные комплексы, торгово-развлекательные объекты, торгово-складские объекты, торговые базы", что является ошибочным, поскольку спорное нежилое здание должно быть отнесено к подгруппе 0603 (бытовые, административно-бытовые здания), в связи с чем ответчики использовали в своем расчете заведомо неверные исходные данные.
Указывает на то, что в нарушение части 4 статьи 11 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-Ф3) новая кадастровая оценка проведена ранее, чем через четыре года с даты проведения последней государственной кадастровой оценки, предыдущая кадастровая стоимость установлена решением Московского областного суда от 27 октября 2017 года, которое не учтено при расчете новой кадастровой стоимости.
Уточнив заявленные требования, административный истец просил признать кадастровую оценку в размере 105 862 189 руб. 44 коп. по состоянию на 1 января 2018 года и кадастровую оценку в размере 117 233 381 руб. 08 коп. противоречащими закону с момента принятия, признать отнесение объекта недвижимости к коду подгруппы 0403 противоречащей закону с момента принятия, признать объект недвижимости с кадастровым номером N соответствующим коду подгруппы 0603, признать действие (бездействие) государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" (далее также - ГБУ МО "Центр кадастровой оценки") при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, от 20 апреля 2021 года N 11 противоречащим закону.
Решением Московского областного суда от 10 ноября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Признан незаконным перерасчет и установление кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N актом ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" N 004д от 29 марта 2019 года по состоянию на 19 марта 2019 года в размере 117 233 381 руб. 08 коп. Действия ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" по перерасчету кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 19 марта 2019 года признаны незаконными. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение Московского областного суда от 10 ноября 2021 года изменить, признать кадастровую оценку в размере 105 862 189 руб. 44 коп. по состоянию на 1 января 2018 года противоречащей закону с 1 января 2019 года, установить для объекта недвижимости с кадастровым номером N с 1 января 2020 года код группы 0603, признать действие (бездействие) ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" при рассмотрении заявления от 20 апреля 2021 года об исправлении ошибок противоречащими закону. Указывает на то, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, поскольку законные основания для установления новой кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2018 года вместо ранее установленной государственной кадастровой стоимости от 1 августа 2015 года отсутствовали. В нарушение требований части 8 статьи 11 Федерального закона N 237-ФЗ отсутствуют доказательства своевременного информирования истца о проведении государственной оценки. Спорный объект недвижимости должен быть отнесен к подгруппе 0603 "Бытовые, административно-бытовые здания". С момента отвода земельного участка в 1971 году под строительство и по настоящее время назначение земельного участка и объекта не изменились, в соответствии с ОКВЭД юридическое лицо оказывает бытовые услуги.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "Стиль" Нижаде-Гавгани Э.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда изменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
Другие лица, участвующие в рассмотрении административного дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, доказательства уважительности причин неявки суду не представили.
На основании положений статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума N 28) под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости); об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии (пункт 2 Постановления Пленума N 28).
В соответствии с положениями части 1 статьи 6 Федерального закона N 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 6 названного Федерального закона уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).
К полномочиям бюджетных учреждений, связанными с определением кадастровой стоимости, относится определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки (пункты 1, 2 части 1 статьи 7 Федерального закона N 237-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона N 237-ФЗ (в редакции от 29 июля 2017 года) государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение тридцати дней со дня принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки обеспечивает информирование о принятии этого решения, а также о приеме бюджетным учреждением деклараций о характеристиках объектов недвижимости путем: 1) размещения извещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) опубликования извещения в печатном средстве массовой информации, в котором осуществляется обнародование (официальное опубликование) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации; 3) размещения извещения на своих информационных щитах; 4) направления копии решения о проведении государственной кадастровой оценки в орган регистрации прав для его размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки; 5) направления копии решения о проведении государственной кадастровой оценки в органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для размещения извещения на информационных щитах указанных органов (часть 5 статьи 11 Федерального закона N 237-ФЗ).
В соответствии с положениями частей 1 и 5 статьи 13 Федерального закона N 237-ФЗ перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется органом регистрации прав на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки. В перечень включаются сведения Единого государственного реестра недвижимости, актуальные по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки на иную дату.
Датой, по состоянию на которую осуществляется определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки (далее - дата определения кадастровой стоимости), является день, по состоянию на который сформирован перечень (часть 4 статьи 14 Федерального закона N 237 -ФЗ).
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение двадцати рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в таком отчете результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (часть 1 статьи 15 Федерального закона N 237-ФЗ).
Положениями статьи 16 Федерального закона N 237 ФЗ (в редакции от 29 июля 2017 года) было предусмотрено, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, направляет в бюджетное учреждение информацию о таких сведениях.
Датой определения кадастровой стоимости в указанных в настоящей статье случаях является день, по состоянию на который осуществлено внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления из органа регистрации прав в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, за исключением случая недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "Стиль" с ДД.ММ.ГГГГ является собственником здания площадь "данные изъяты" кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости указанное здание имеет назначение - нежилое здание, наименование - Дом быта.
Решением Московского областного суда от 27 октября 2017 года по иску АО "Стиль" установлена кадастровая стоимость вышеуказанного нежилого здания, равная его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 августа 2015 года, в размере 89 585 573 руб.
В 2018 году на территории Московской области на основании Федерального закона N 237-ФЗ проведена работа по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости.
Распоряжением Министерства имущественных отношений от 27 ноября 2018 года N15-ВР-1633 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в отношении всех объектов недвижимости, расположенных на территории Московской области. Данным распоряжением кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 105 862 189, 44 руб.
Исходя из сведений, предоставленных органом регистрации прав, в соответствии с требованиями Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года N 226 (далее - Методические указания), объекту недвижимости, принадлежащему административному истцу, присвоен код функциональной подгруппы 0402 "Магазины 250 и более кв. м".
Суд первой инстанции согласился с мнением административного ответчика о том, что в соответствии с Методическими указаниями объект недвижимости с кадастровым номером N правомерно отнесен к группе 4 "Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункционального назначения", код подгруппы - 0402 "Магазины 250 и более кв. м" с учетом того, что материалами дела подтверждается использование здания в том числе под магазины и иные торговые объекты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что объект недвижимости с момента его строительства и по настоящее время, в том числе согласно сведениям ЕГРН и технической документации используется для оказания бытовых услуг, и основным видом деятельности АО "Стиль" согласно данным ЕГРЮЛ является оказание бытовых услуг, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Пунктом 1.2 Методических указаний (в первоначальной редакции) было установлено, что для целей Указаний под видом использования объекта недвижимости понимается использование в соответствии с его фактическим разрешенным использованием. Для целей Указаний фактическое разрешенное использование объекта недвижимости - фактическое (текущее) использование объекта недвижимости, не противоречащее установленным требованиям к использованию объекта недвижимости.
Как следует из материалов административного дела N 3а-512/2017 по административному исковому заявлению АО "Стиль" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 августа 2015 года, в обоснование своих исковых требований административный истец представил отчет от ДД.ММ.ГГГГ N об определении рыночной стоимости вышеуказанного здания, согласно которому названный объект имеет текущее использование - в качестве здания коммерческого назначения с использованием части площадей в качестве торговых помещений. Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ N, положенной в основу решения Московского областного суда от 27 октября 2017 года (на которое административный истец ссылается в своем административном исковом заявлении), назначение здания определено как торгово-офисное.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правильным вывод суда о правомерном включении объекта в функциональную подгруппу 0402.
При судебная коллегия обращает внимание на то, что функциональная подгруппа 0603, об отнесении к которой настаивал административный истец в своем административном исковом заявлении, включает в себя объекты - "бытовые, административное здания", а не объекты бытового обслуживания, и функциональные назначения данных объектов тождественными не являются.
Поэтому ссылка административного истца на то, что объект должен быть отнесен к функциональной подгруппе 0603, а не к подгруппе 0402, несостоятельна, поскольку судом установлен факт использования здания в коммерческих целях, в том числе под магазины и торговые объекты.
Из материалов дела следует, что актом ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" от 29 марта 2019 года N 004д в соответствии со статьей 24 Федерального закона N 237-ФЗ определена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 117 233 381, 08 руб. При этом оценка объекта была осуществлена с отнесением здания к подгруппе 0403 "Прочие многофункциональные торгово-сервисные комплексы, торгово-развлекательные объекты, торгово-складские объекты, торговые базы".
Судом пришел к выводу, что в отношении нежилого здания административного истца изменений его количественных и (или) качественных характеристик, позволяющих изменить функциональную подгруппу 0402 на подгруппу 0403, не произошло, и таких доказательств не представлено. В связи с этим в этой части административное исковое заявление было удовлетворено. Решение суда в данной части не обжалуется.
Довод апелляционной жалобы о том, что административный истец просил признать бездействие ответчика при рассмотрении заявления об исправлении ошибок от 20 апреля 2021 года незаконным, не служит основанием к отмене решения суда исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 12 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ форма заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, и требования к его заполнению утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
Форма такого заявления, а также требования к его заполнению утверждены приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 6 августа 2020 года N П/0286.
Из материалов дела следует, что административный истец ДД.ММ.ГГГГ исх. N обратился в ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, указав в том числе адрес электронной почты.
В адрес электронной почты, указанный административным истцом в заявлении, ДД.ММ.ГГГГ N административным ответчиком направлено сообщение о несоответствии поданного заявления требованиям статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ и приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 6 августа 2020 года N П/0286, в связи с чем оно не принято к рассмотрению. В данном ответе также разъяснено о возможности повторного направления заявления с соблюдением требований статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ.
Однако доказательств направления заявления с соблюдением порядка и формы подачи заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, административным истцом не представлено.
Согласно части 23 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства.
Поскольку поданное административным истцом с нарушением формы и установленных требований заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением не было принято к рассмотрению, о чем своевременно направлено письмо с соответствующими разъяснениями, оснований для признания действий (бездействия) ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" при рассмотрении заявления административного истца от 20 апреля 2021 года N 11 незаконными не имеется.
Вопреки доводу апелляционной жалобы, согласно положениям части 8 статьи 11 Федерального закона N 237-ФЗ распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 30 ноября 2017 года N 13ВР-1766 "О проведении государственной кадастровой оценки государственным бюджетным учреждением Московской области "Центр кадастровой оценки" в 2018 году было размещено 1 декабря 2017 года на официальном сайте в сети "Интернет" http://mio.mosreg.ru, в связи с этим требование об информировании заинтересованных лиц о проведении в 2018 году государственной кадастровой оценки объектов недвижимости соблюдено.
Другие приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат обстоятельств, указывающих на не правильное применение судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого судом решения.
Таким образом, основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского областного суда от 10 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Стиль" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.