Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Ушакова В.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 июля 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 13 октября 2021 года, вынесенные в отношении начальника Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ялта Республики Крым (далее - Департамент) Ушакова Валерия Алексеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 марта 2021 года начальник Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ялта Республики Крым Ушаков В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (л.д.91-95).
Решением судьи Верховного Суда Республики Крым от 24 мая 2021 года постановление судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 марта 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение (л.д.186-191).
Постановлением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Крым от 13 октября 2021 года, начальник Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ялта Республики Крым Ушаков В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (л.д.208-211, 229-235).
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении постановление судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 июля 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 13 октября 2021 года, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение в порядке части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Ушакова В.А. к административной ответственности) предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Основанием для привлечения начальника Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ялта Ушакова В.А. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили приведенные в обжалуемых судебных актах выводы о неисполнении Департаментом в полном объеме предписания Контрольно-счетной палаты муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым N 01-25/28/2020-пр от 25 сентября 2020 года о принятии в срок до 23 октября 2020 года конкретных мер по выявленным нарушениям, отраженным в акте проверки от 8 октября 2018 года.
Вместе с тем с состоявшимися по делу судебными постановлениями согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, который до внесения изменений Федеральным законом от 26 июля 2019 года N220-ФЗ "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", составлял один год.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ) предусмотрено, что контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
В силу прямого указания закона при проведении контрольных мероприятий контрольно-счетными органами составляются акты, которые доводятся до сведения руководителей проверяемых органов и организаций (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.
Согласно пункту 7.1.1 стандарта финансового контроля СФК 2 "Общие правила проведения контрольного мероприятия", утвержденного распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 4, действовавшего на момент составления акта проверки от 8 октября 2018 года, в течение 15 рабочих дней со дня подписания акта либо с момента утверждения Заключения руководитель группы вносит предложения по принятию мер по выявленным нарушениям и недостаткам и подготавливает проекты, в том числе представления или предписания, обращения в органы прокуратуры или иные правоохранительные органы (л.д.153-185).
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 6 сентября 2018 года проведена выборочная проверка использования Департаментом бюджетных средств, выделенных в рамках подпрограммы N 1 "Повышение уровня благоустройства муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на 2015-2018 годы" муниципальной программы "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на 2015-2018 годы", по результатам которой составлен акт от 8 октября 2018 года с указанием на выявленные нарушения.
25 сентября 2020 года в адрес Департамента направлено предписание N01-25/28/2020-пр о принятии конкретных мер в срок до 23 октября 2020 года.
Принимая данное решение, должностное лицо исходило из того, что факты нарушений выявлены в рамках проверки, проведенной с 7 сентября 2018 года по 8 октября 2018 года.
Между тем, сведений о направлении в адрес начальника Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ялта Ушакова В.А. представления или предписания в соответствии с пунктом 7.1.1 стандарта финансового контроля СФК 2 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" в течение 15 рабочих дней со дня подписания акта, то есть с 8 октября 2018 года, в материалах дела не имеется.
Таким образом, предписание N01-25/28/2020-пр от 25 сентября 2020 года вынесено за пределами срока, предусмотренного для принятия мер по выявленным и зафиксированным 8 октября 2018 года в акте проверки нарушениям.
Сведений о проведении административным органом проверки использования бюджетных средств в 2019 - 2020 годах материалы дела не содержат.
При этом возможность оспаривания лицом, в отношении которого проведена проверка, акта этой проверки и предписания об устранении нарушений, как в порядке административного, так и арбитражного судебного производства, свидетельствует о том, что такие акты неразрывно связаны между собой.
Однако приведенные обстоятельства судьей Ялтинского городского суда Республики Крым оставлены без внимания, наличию в деле только результатов проверки, проведенной с 7 сентября 2018 года по 8 октября 2018 года, а также срока давности, касающегося нарушений бюджетного законодательства, надлежащая оценка не дана.
Допущенные судьей городского суда при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении нарушения не были устранены судьей Верховного Суда Российской Федерации.
Такое разрешение дела не отвечает установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Приведенные нарушения требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были и не могут быть восполнены судом кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеуказанное, постановление судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 июля 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 13 октября 2021 года, вынесенные в отношении начальника Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ялта Республики Крым Ушакова В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16 июня 2009 г. N 9-П, в силу презумпции невиновности лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу Ушакова В.А. удовлетворить.
Постановление судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 июля 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 13 октября 2021 года, вынесенные в отношении начальника Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ялта Республики Крым Ушакова Валерия Алексеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья городского суда Алтунин А.В. N 5-42/2021
судья Верховного Суда РК Агин В.В. N 12-327/2021
судья городского суда Двирнык Н.В. N 5-1091/2021
судья Верховного Суда РК Дяченко Л.А. N 12-639/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-7485/2021, 16-1494/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.