Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Черкасовой Е.М. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 56 Красногвардейского судебного района Республики Крым от 9 августа 2021 года и решение судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 4 октября 2021 года, вынесенные в отношении заведующей сектором по вопросам финансов и бухгалтерского учета администрации Восходненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым Черкасовой Елены Михайловны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 56 Красногвардейского судебного района Республики Крым от 9 августа 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 4 октября 2021 года, заведующая сектором по вопросам финансов и бухгалтерского учета администрации Восходненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым Черкасова Е.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Черкасова Е.М. просит отменить состоявшиеся в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение в порядке части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности) установлена административная ответственность за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет.
Основанием для привлечения заведующей сектором по вопросам финансов и бухгалтерского учета администрации Восходненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым Черкасовой Е.М. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили приведенные в обжалуемых судебных актах выводы о том, что Черкасовой Е.М, в обязанности которой входило обеспечение законности, своевременности и правильности оформления документов, составления экономически обоснованных отчетов, расчетов, 3 сентября 2019 года, 9 января 2020 года, 20 июля 2020 года, 15 декабря 2020 года допущены факты нарушения порядка применения классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при составлении и ведении бюджетных смет администрации Восходненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым.
Вместе с тем с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из части 4.1 данной статьи следует, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Согласно материалам дела, 1 июля 2021 года протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен председателем Контрольно-счетной палаты Красногвардейского района Республики Крым в отношении заведующей сектором по вопросам финансов и бухгалтерского учета администрации Восходненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым Черкасовой Е.М. в ее отсутствие (л.д.1-9).
При этом в материалах дела не содержится данных, свидетельствующих о надлежащем извещении названного лица о составлении 1 июля 2021 года процессуального документа.
Рассматривая дело об административном правонарушении в отсутствие Черкасовой Е.М, должностное лицо указало, что Черкасова Е.М. уведомлена надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 29700060290520 и скриншотом сообщения от 30 июня 2021 года, переданного Черкасовой Е.М. посредством приложения Whatsapp для обмена сообщениями на смартфонах, согласно которому уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 24 июня 2021 года прочитано Черкасовой Е.М. (л.д.1-9).
Как следует из материалов дела, уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлено 24 июня 2021 года Черкасовой Е.М. по адресу: "адрес" (л.д.137-141).
Между тем, согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 29700060290520, данное извещение 24 июня 2021 года принято в отделении связи, 25 июня 2021 года прибыло в сортировочный центр, 26 июня 2021 года покинуло сортировочный центр и прибыло в место вручения, в этот же день передано почтальону и зафиксирована неудачная попытка вручения (л.д.143).
На дату составления протокола об административном правонарушении, то есть 1 июля 2021 года, в указанном отчете отсутствуют сведения о вручении или причинах невручения отправления адресату (отсутствие адресата, истечение срока хранения или иные основания).
В силу разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения", лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 г. N 343.
В пункте 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 г. N 234, почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу: а) по заявлению отправителя; б) при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения; в) при отсутствии адресата по указанному адресу; г) при невозможности прочтения адреса адресата; д) при обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи, в том числе отсутствия указанного на отправлении адреса адресата.
Отсутствие по состоянию на 1 июля 2021 года у должностного лица сведений о получении либо об уклонении привлекаемого лица от получения уведомления о времени и месте составления 1 июля 2021 года протокола об административном правонарушении, исключает возможность считать указанное лицо надлежащим образом извещенным о времени и месте совершения процессуального действия, так как из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 29700060290520 усматривается, что после неудачной попытки 26 июня 2021 года вручения отправления адресату, возврат уведомления осуществлен только 29 июля 2021 года по причине истечения срока хранения, то есть после составления процессуального документа.
Кроме того, скриншот сообщения от 30 июня 2021 года, переданного Черкасовой Е.М. посредством приложения Whatsapp для обмена сообщениями на смартфонах, не подтверждает, что номер телефона, на который было направлено уведомление, принадлежит именно Черкасовой Е.М. (л.д.144).
Таким образом, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что названное лицо о составлении ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении надлежащим образом извещено не было.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении - заведующей сектором по вопросам финансов и бухгалтерского учета администрации Восходненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым Черкасовой Е.М, не извещенной о времени и месте его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение такого выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Указанное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, имеющим фундаментальный характер, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых актов.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 56 Красногвардейского судебного района Республики Крым от 9 августа 2021 года и решение судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 4 октября 2021 года, вынесенные в отношении заведующей сектором по вопросам финансов и бухгалтерского учета администрации Восходненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым Черкасовой Е.М. по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции жалобы Черкасовой Е.М. истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июня 2009 г. N 9-П, лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу Черкасовой Е.М. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 56 Красногвардейского судебного района Республики Крым от 9 августа 2021 года и решение судьи Красногвардейского районного суда Республики Крым от 4 октября 2021 года, вынесенные в отношении заведующей сектором по вопросам финансов и бухгалтерского учета администрации Восходненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым Черкасовой Елены Михайловны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Юзефович А.В. N 5-56-258/2021
судья районного суда Павлюкова О.В. N 12-107/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-7549/2021, 16-1526/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.