Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью Фирма "Юлдуз" Джемадинова Э.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 110 г. Туапсе Краснодарского края от 23 марта 2021 года и решение судьи Туапсинского городского суда Краснодарского края от 17 мая 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью Фирма "Юлдуз" (далее - ООО Фирма "Юлдуз", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 110 г. Туапсе Краснодарского края от 23 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Туапсинского городского суда Краснодарского края от 17 мая 2021 года, ООО Фирма "Юлдуз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит изменить состоявшиеся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежит лицензированию.
Лицензионные требования установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1616 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами".
Пункт 8 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 1616 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" устанавливает лицензионные требования, которые должен выполнять лицензиат, к числу которых относится соблюдать установленные Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (подпункт "К"), осуществлять техническое обслуживание автобусов лицензиата в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей этих транспортных средств (подпункт "Е").
В соответствии с пунктом 15 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16 октября 2020 г. N 424 "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей"(далее- приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16 октября 2020 г. N 424) рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя: а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно; в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи; г) время простоев не по вине водителя; время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно; д) иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников. Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников (абзац 2 пункта 6 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 16 октября 2020 г. N 424).
Подпункт 3 пункта 4 Приказа Минтранса Российской Федерации от 11 сентября 2020 г. N 368 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" устанавливает, что показания одометра относятся к сведениям о транспортном средстве, которые должны содержаться в путевом листе.
Как следует из материалов дела, 9 марта 2021 года в 15 часов 00 минут в рамках проведения должностными лицами Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея плановой выездной проверки установлено, что ООО Фирма "Юлдуз", действующим на основании лицензии N АК-23-000244 от 24 апреля 2019 года, при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в границах Туапсинского района, допущены нарушения лицензионных требований, а именно: не установлены состав и продолжительность подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии и время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно; водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов, однако по факту проверки выявлено, что продолжительность работы водителей более 12 часов, в частности, 28 февраля 2021 года водитель Е.Р.Р. отработал с 06 часов 40 минут до 22 часов 10 минут (без учета подготовительно- заключительного времени и времени проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно) рабочее время водителя составило 13 часов 30 минут; отсутствует дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку; не обеспечено техническое обслуживание автобусов в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей этих транспортных средств; отсутствует учет проведенных обслуживаний.
Факт совершения правонарушения и виновность общества подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.8-9), актом проверки (л.д.6-7), копией путевых листов автобуса (л.д.12-13), копией лицензии N АК-23-000244 от 24 апреля 2019 года (л.д.14), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.15-28) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, действия ООО Фирма "Юлдуз" образуют объективную сторону состава вменяемого административного правонарушения.
Порядок и срок привлечения указанного лица к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.
Вместе с тем, доводы жалобы о наличии оснований для изменения обжалуемых судебных актов в части назначенного наказания нахожу заслуживающими внимание.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ (часть 2 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В санкции части 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, в том числе, административное наказание в виде предупреждения.
Назначая ООО Фирма "Юлдуз" административное наказание, мировой судья не мотивировал необходимость назначения наказания в виде административного штрафа при наличии иного вида наказания.
Судебными инстанциями не принято во внимание, что ООО Фирма "Юлдуз" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, правонарушение совершено указанным лицом впервые, ранее общество к административной ответственности не привлекалось и сведений о ранее совершенных названным лицом правонарушениях и о системности такого рода нарушений в материалы дела не представлено, обстоятельства, отягчающие административную ответственность отсутствуют, а финансовое положение субъекта малого предпринимательства, в данном случае не должно препятствовать изменению вида назначенного наказания.
При этом, поскольку назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к правонарушителю в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, считаю, что имеются основания для изменения состоявшихся судебных актов в части назначенного ООО Фирма "Юлдуз" административного наказания путем замены административного штрафа в размере 50 000 рублей на предупреждение.
Назначение административного наказания в виде предупреждения соответствует характеру допущенного ООО Фирма "Юлдуз" правонарушения, степени его вины, и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности лица.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу директора общества с ограниченной ответственностью Фирма "Юлдуз" Джемадинова Э.И. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 110 г. Туапсе Краснодарского края от 23 марта 2021 года и решение судьи Туапсинского городского суда Краснодарского края от 17 мая 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью Фирма "Юлдуз" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, заменить назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей на предупреждение.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Русавин В.О. N 5-126/110-21
судья городского суда Милинчук И.В. 12-46/2020
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-4897/2021, 16-402/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.