Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ЛУНА-СТРОЙ" Матвеева М.С. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Астраханской области от 17 июля 2020 года N 1044, решение судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 18 февраля 2021 года, решение судьи Астраханского областного суда от 26 марта 2021 года и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 17 июля 2020 года N 1044, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛУНА-СТРОЙ" (далее - ООО "ЛУНА-СТРОЙ", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Астраханской области N 1044 от 17 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 18 февраля 2021 года и решением судьи Астраханского областного суда от 26 марта 2021 года, ООО "ЛУНА-СТРОЙ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Установив причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, 17 июля 2020 года должностное лицо, руководствуясь статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесло в адрес общества представление N 1044 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении ООО "ЛУНА-СТРОЙ" по настоящему делу об административном правонарушении акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение в порядке части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Как следует из материалов дела, 3 июня 2020 года Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе анализа состояния законности в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания установлено, что ООО "ЛУНА-СТРОЙ" в рамках контракта N 36 от 3 декабря 2019 года, заключенного с ФГБУ "Астраханмелиоводхоз", проводило работы по объекту "Реализация нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по расчистке мелиоративных каналов и водных трактов по объекту: "Расчистка Яндыковского канала, Яндыко-Промысловского канала, Промысловского канала в Лиманском районе Астраханской области с ПК00+00 по ПК48+00", без получения согласования органов Росрыболовства на деятельность по расчистке Яндыковского канала.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества постановлением должностного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, на ООО "ЛУНА-СТРОЙ" возложена обязанность по принятию мер по устранению выявленных нарушений в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Судья районного суда и судья областного суда при пересмотре дела об административном правонарушении по жалобе защитника общества с выводами должностного лица о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения согласились.
Однако состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Частью 3 статьи 30.6 названного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Между тем требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела нижестоящими судебными инстанциями не выполнены.
Внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, урегулировано статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 указанной статьи судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Нормы указанной статьи и главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают порядка отдельного обжалования представления по делу об административном правонарушении, неразрывно связанного с конкретным делом об административном правонарушении, оно не может быть предметом самостоятельного обжалования.
Предусмотренные статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением в порядке, предусмотренном главой 30 названного Кодекса.
Согласно представлению об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 17 июля 2020 года N 1044, в нем отражены обстоятельства, изложенные в постановлении должностного лица о назначении наказания.
Как следует из жалобы, поданной в Арбитражный суд Астраханской области, с учетом заявления об увеличении требований, защитник ООО "ЛУНА-СТРОЙ" с постановлением должностного лица от 17 июля 2020 года обжаловал внесенное должностным лицом в адрес общества представление от 17 июля 2020 года N 1044 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, ставился вопрос об его отмене (том 1 л.д.4-7, 124-126).
Определением судьи Арбитражного суда Астраханской области от 12 октября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2020 года, дело об административном правонарушении в отношении ООО "ЛУНА-СТРОЙ" передано на рассмотрение в Астраханский областной суд по подсудности (том 1 л.д.149-151, том 2 л.д.20-26).
Определением судьи Лиманского районного суда Астраханской области от 18 декабря 2020 года дело об административном правонарушении передано по подсудности в Наримановский районный суд Астраханской области (том 2 л.д.41-42).
Определением судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 21 января 2021 года жалоба защитника общества на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Астраханской области N 1044 от 17 июля 2020 года и представление от 17 июля 2020 года N 1044 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, назначено на 3 февраля 2020 года (том 2 л.д.48).
Определением судьи районного суда от 3 февраля 2021 года судебное заседание по рассмотрению жалобы защитника общества отложено на 18 февраля 2020 года (том 2 л.д.84).
18 февраля 2020 года судьей районного суда принято решение об оставлении постановления старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Астраханской области от 17 июля 2020 года N 1044, вынесенного в отношении ООО "ЛУНА-СТРОЙ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, судьей Наримановского районного суда Астраханской области жалоба в части обжалования представления не рассмотрена, доводы о незаконности этого представления в судебном решении от 18 февраля 2021 года не отражены, оценки не получили.
В числе иных доводов в жалобе защитником указывалось о том, что требования об отмене представления должностного лица рассмотрены не были, однако данный довод в нарушение требований статей 24.1, 26.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей Астраханского областного суда не проверен, оценка ему не дана.
С учетом изложенного принятые по делу судебные акты не могут быть признаны законными.
Таким образом, решение судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 18 февраля 2021 года и решение судьи Астраханского областного суда от 26 марта 2021 года не может быть признано законным, обоснованным и вынесенным с соблюдением требований законодательных норм.
Такое разрешение дела нельзя признать отвечающим установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Исходя из положений статей 4.5, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснений, содержащихся в абзаце 8 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", истечение срока давности привлечения к административной ответственности на время пересмотра состоявшихся по делу актов не является препятствием для отмены решения судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 18 февраля 2021 года и решения судьи Астраханского областного суда от 26 марта 2021 года и возвращения дела в Наримановский районный суд Астраханской области на новое рассмотрение жалобы защитника Матвеева М.С. на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Астраханской области N 1044 от 17 июля 2020 года и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 1044 от 17 июля 2020 года.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу защитника Матвеева М.С. удовлетворить частично.
Решение судьи Наримановского районного суда Астраханской области от 18 февраля 2021 года и решение судьи Астраханского областного суда от 26 марта 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛУНА-СТРОЙ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении в Наримановский районный суд Астраханской области на новое рассмотрение жалобы защитника общества с ограниченной ответственностью "ЛУНА-СТРОЙ" Матвеева М.С. на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Астраханской области от 17 июля 2020 года N 1044 и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 1044 от 17 июля 2020 года.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Успанова Г.Т. N 12-56/2021
судья областного суда Хаирова Д.Р. N 7-207/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-5040/2021, 16-440/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.