Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Русакова А.Е, судей Монмаря Д.В. и Капункина Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика Гюрджяна А.И. на решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 21 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 12 января 2022 года по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 6 по Волгоградской области к Гюрджяну А.И. о взыскании задолженности на налогу на имущество и транспортному налогу.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русакова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 6 по Волгоградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Гюрджяну А.И. о взыскании задолженности по налогу на имущество и транспортному налогу, ссылаясь на то, что Гюрджян А.И. является плательщиком налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов; транспортного налога.
Решением Фроловского городского суда Волгоградской области от 21 сентября 2021 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 12 января 2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной Гюрджяном А.И. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы указывает, что административный истец Межрайонная ИФНС России N 6 по Волгоградской области не обладала полномочиями на подачу иска в отношении уплаты налога, находящегося в г. Волгограде.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 1 марта 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 21 марта 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
От Межрайонной ИФНС России N 6 по Волгоградской области поступили возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Положениями статей 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Как установлено статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 359 НК РФ налоговая база за транспортные средства рассчитывается соответственно с учетом мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу положений пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Статьей 360 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по имущественным налогам признается календарный год.
В соответствии со статьей 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства.
В соответствии с положениями статьи 75 НК РФ несвоевременная уплата налога является условием начисления пени. За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пеня.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств и наличных денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов. Заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 48 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Как следует из материалов дела, Гюрджян А.И. является плательщиком налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, а так же транспортного налога. В 2019 году за административным ответчиком зарегистрировано транспортное средство - автомобиль "данные изъяты", государственный регистрационный знак N, а так же имелось недвижимое имущество - квартира с кадастровым номером N, расположенная по адресу: "адрес"; - квартира с кадастровым номером N, расположенная по адресу: "адрес"; - 11/18 долей в праве собственности на квартиру с кадастровым номером N, расположенную по адресу: "адрес".
Гюрджяну А.И. как владельцу транспортного средства, а также трех объектов недвижимости, согласно налоговому уведомлению N от ДД.ММ.ГГГГ начислен транспортный налог за налоговый период 2019 год на сумму 2860 рублей, а также налог на имущество физических лиц за налоговый период 2019 год на сумму 8399 руб, 2 856 руб, 82 руб, то есть всего налог на имущество в сумме 11337 руб, из которых 82 руб. - налог на объекты недвижимости в "адрес" и 11255 руб. - на объекты недвижимости, расположенные в "адрес".
Как установлено судом и следует из материалов дела, указанный в налоговом уведомлении налог в сумме 319 руб, исчисленный по объекту недвижимости - квартире по адресу: "адрес" кадастровым номером N, не был учтен в требовании налогового органа и предметом настоящего административного искового заявления не является.
В связи с неуплатой вышеуказанных налогов в установленный законом срок, в адрес Гюрджяна А.И. было направлено требование N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 11255 руб. и пени в сумме 103, 64 руб. Кроме того налогоплательщику было направлено требование N от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности в сумме 152, 91 руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, требование N от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности в сумме 301, 78 руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику выставлено требование N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 948, 67 руб, об уплате, в том числе транспортного налога в размере 2860 руб. за 2019 года по налоговому уведомлению N от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на дату ДД.ММ.ГГГГ непогашенный остаток по налогам Гюрджяна А.И. составлял 11 255 руб. ДД.ММ.ГГГГ Гюрджяном А.И. была уплачена сумма 20 171, 01 руб, из которых сумма в размере 3 440, 58 руб. была зачтена в счет уплаты налога на имущество за 2019 год.
Непогашенный остаток задолженности по налогам за 2019 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 7814, 42 руб. по ОКТМО 18701000, а также 82 руб. по ОКТМО 18728000.
13 мая 2021 года мировым судьей судебного участка N 59 Фроловского судебного района Волгоградской области был вынесен судебный приказ, который отменен определением от 1 июня 2021 года.
19 июля 2021 года налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.
При рассмотрении административного дела судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что судом не проверены полномочия административного истца на обращение в суд с иском являются несостоятельными, поскольку, как верно установлено нижестоящими судебными инстанциями, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. В силу положений ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Согласно ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются, в том числе, налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы).
Согласно Приказу Минфина России от 17 июля 2014 года N 61н "Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" инспекция, находящаяся в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа, может осуществлять полномочия в установленной сфере деятельности на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, в которых осуществляет свои полномочия указанное Управление, на всей и (или) отдельной территории таких субъектов Российской Федерации.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 21 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 12 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 21 апреля 2022 года.
Председательствующий А.Е. Русаков
Судьи Д.В. Монмарь
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.