Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу представителя Чернышова В.Н. по доверенности Захарчени О.Н. на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 8 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 26 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Чернышова В.Н. к администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края об оспаривании бездействия по организации и проведению аукциона.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Чернышов В.Н. обратился в Темрюкский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением о признании незаконными действий администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края (далее - администрация) по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, выразившихся в письменном ответе от 14 января 2021 года N, признании незаконным бездействия по организации и проведению аукционов по продаже прав заключения договоров аренды 12 земельных участков, возложении обязанности организовать и провести аукцион по продаже прав на заключение договоров аренды спорных земельных участков.
В обоснование административного иска Чернышов В.Н. указал, что в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте "данные изъяты" было опубликовано извещение о предоставлении в аренду земельных участков, а также о приеме заявлений от граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды земельных участков. Чернышов В.Н. оформил заявление о своем намерении принять участие в аукционе по продаже права аренды и собственности на земельные участки (всего 12 земельных участков) в электронном виде, подписал квалифицированной цифровой электронной подписью и направил его административному ответчику посредством электронной почты. В заявлении он также просил при наличии нескольких заявлений на указанные в приведенной публикации земельные участки организовать и провести торги, в которых он намерен принять участие. На его почтовый адрес от административного ответчика поступил ответ, в котором разъяснено, что заявление может быть подано только лично по адресу администрации. Чернышов В.Н. считает данный отказ незаконным, что послужило основанием для обращения в суд.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 8 июня 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 26 августа 2021 года принят отказ Чернышова В.Н. от административных исковых требований к администрации о признании незаконным бездействия администрации по организации и проведению аукционов по продаже прав заключения договоров аренды 12 земельных участков, возложении обязанности на администрацию организовать и провести аукцион по продаже прав на заключение договор аренды земельных участков. Решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 8 июня 2021 года в части отказа в удовлетворении указанных требований Чернышова В.Н. отменено, производство по административному делу в данной части прекращено. В остальной части решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 8 июня 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 9 марта 2022 года, представитель Чернышова В.Н. по доверенности Захарченя О.Н. ставит вопрос об отмене решения Темрюкского районного суда Краснодарского края от 8 июня 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 26 августа 2021 года в части требований административного истца о признании незаконными действий администрации по отказу в рассмотрении заявления Чернышова В.Н. "О намерении участвовать в аукционе", выразившихся в письменном ответе от 14 января 2021 года N. По мнению заявителя, судами неверно истолкованы нормы Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Ссылается на судебную практику Верховного Суда Российской Федерации по аналогичным делам. Считает, что судами проигнорированы положения Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением судьи от 31 марта 2022 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились, в кассационной жалобе представитель административного истца заявил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие и отсутствие его доверителя. На основании пункта 2 статьи Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как видно из материалов дела, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте для размещения информации по проведению торгов, определенном Правительством Российской Федерации (URL: "данные изъяты"), были опубликованы извещения о предоставлении земельных участков, а также о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе, равно как и в печатном издании " "данные изъяты"", а именно:
извещение от 2 декабря 2020 года N о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 2000 кв. м, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в кадастровом квартале "данные изъяты", местоположение: "данные изъяты";
извещение от 9 декабря 2020 года N о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, площадью 1900 кв. м, расположенного в кадастровом квартале "данные изъяты", местоположение "данные изъяты"
извещение от 2 декабря 2020 года N о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, площадью 2000 кв. м, расположенного в кадастровом квартале "данные изъяты", местоположение "данные изъяты"
извещение от 16 декабря 2020 года N о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 2500 кв. м, расположенного в кадастровом квартале "данные изъяты", местоположение "данные изъяты"
извещение от 16 декабря 2020 года N о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 2101 кв. м, расположенного в кадастровом квартале "данные изъяты", местоположение "данные изъяты"
извещение от 16 декабря 2020 года N о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 1541 кв. м, расположенного в кадастровом "данные изъяты", местоположение "данные изъяты"
извещение от 16 декабря 2020 года N о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 1988 кв. м, расположенного в кадастровом квартале "данные изъяты", местоположение "данные изъяты"
извещение от 16 декабря 2020 года N о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 2065 кв. м, расположенного в кадастровом квартале "данные изъяты", местоположение "данные изъяты"
извещение от 16 декабря 2020 года N о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 2101 кв. м, расположенного в кадастровом квартале "данные изъяты", местоположение "данные изъяты"
извещение от 25 ноября 2020 года N о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 1656 кв. м, расположенного в кадастровом квартале "данные изъяты", местоположение "данные изъяты"
извещение от 25 ноября 2020 года N о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 1559 кв. м, расположенного в кадастровом квартале "данные изъяты", местоположение "данные изъяты"
извещение от 25 ноября 2020 года N о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 2404 кв. м, расположенного в кадастровом квартале "данные изъяты", местоположение "данные изъяты"
В перечисленных извещениях, размещенных в печатном издании " "данные изъяты"" и на сайтах: URL: "данные изъяты", URL: "данные изъяты", о предоставлении в аренду земельных участков указан адрес и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе, а именно: граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка, в течение тридцати дней со дня размещения данного извещения должны подать лично (либо через представителя по надлежаще оформленной доверенности) в письменной форме заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, а также копию документа, удостоверяющего личность, по адресу: "адрес", с 09.00 часов до 12.00 часов. Каких-либо иных способов подачи заявок на участие в аукционе документацией не предусмотрено.
Чернышов В.Н. направил заявление об участии в аукционе в формате электронного документа на адрес электронной почты администрации, в котором были перечислены все извещения.
В рассмотрении заявления Чернышова В.Н. было отказано в связи с нарушением порядка подачи заявления о намерении участвовать в аукционе, о чем административный истец был уведомлен письмом от 14 января 2021 года N
В соответствии со статьями 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
В силу статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 приведенной статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
В силу статьи 39.8 ЗК РФ условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, данным Кодексом и другими федеральными законами. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается: на срок 20 лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с победителем аукциона либо с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, с единственным принявшим участие в аукционе его участником на условиях, указанных в извещении о проведении этого аукциона.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, регламентируется статьей 39.18 ЗК РФ, согласно которой на основании заявлений граждан в средствах массовой информации публикуется информационное сообщение о проведении аукциона, которое в обязательном порядке содержит определенные требования.
Из буквального толкования пункта 3 части 2 статьи 39.18 ЗК РФ следует, что законодательством возложены полномочия на организатора торгов устанавливать способ подачи заявления граждан на участие в аукционе на право заключения договора аренды либо договора купли-продажи земельного участка.
Так, согласно пункту 8.4 раздела 8 постановления администрации от 16 октября 2020 года N 911 "О внесении изменений в постановление администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 26 января 2016 года N 65 "Об утверждении положения администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района "О порядке предоставления земельных участков, на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района"" граждане, заинтересованные в предоставлении участков, в течение тридцати дней со дня размещения названного извещения должны подать лично (либо через представителя по надлежаще оформленной доверенности) в письменной форме заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды (договора купли-продажи) земельного участка, а также копию документа, удостоверяющего личность по адресу, указанному в этом извещении.
На основании пункта 7 части 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения, в том числе о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.
Как следует из положений пункта 3 части 2 статьи 39.18 ЗК РФ, в извещении указываются, в частности, адрес и способ подачи заявлений, перечисленных в подпункте 2 поименованного пункта.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что администрация правомерно отказала в принятии заявления Чернышова В.Н. по причине несоблюдения им указанного в извещении способа его представления и его формы (лично в письменной форме, а не в форме электронного документа). Подача заявления в электронном виде не являлась единственным доступным способом подачи административным истцом заявления об участии в аукционе при условии его отсутствия в г. Темрюке, так как заявление также могло быть подано через представителя, имеющего надлежаще оформленную доверенность.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.
Ссылка в кассационной жалобе на определение Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N по делу N является несостоятельной, поскольку данный судебный акт не содержит сведений о направлении заявления об участии в аукционе посредством электронной почты.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами проигнорированы положения Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", не могут быть приняты во внимание, поскольку выводов судов об установленных фактических обстоятельствах дела не опровергают.
Иные доводы жалобы также сводятся к оспариванию правильности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов.
При таких обстоятельствах приведенные выше оспариваемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для их отмены отсутствуют.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 26 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Чернышова В.Н. по доверенности Захарчени О.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 22 июня 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.