Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алибекова А.А. на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 26 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению временно исполняющего обязанности начальника Федерального казенного учреждения Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю к Алибекову А.А. об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав пояснения прокурора Фроловой Е.В, адвоката Алибекова А.А. по ордеру Ефанова А.Н, судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю" (далее - ФКУ ИК-5 УФСИН России по Краснодарскому краю) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором представитель административного истца просил установить в отношении Алибекова А.А. административный надзор на срок 3 года с установлением следующих административных ограничений: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин.; запрещение выезда за пределы муниципального образования по месту жительства или пребывания после освобождения административного ответчика из ФКУ ИК-5 УФСИН России по Краснодарскому краю без разрешения органов внутренних дел; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий; обязать Алибекова А.А. являться два раза в месяц в Управление (Отдел) МВД Российской Федерации по месту жительства или пребывания.
Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 26 января 2022 года административные исковые требования удовлетворены частично. В отношении Алибекова А.А. установлен административный надзор сроком на 3 (три) года. Срок административного надзора исчислять со дня постановки Алибекова А.А. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Установить в отношении Алибекова А.А. следующие административные ограничения: запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22:00 часов до 06:00 часов, запретить выезд за пределы муниципального образования, в котором поднадзорное лицо будет проживать, без разрешения органов внутренних дел, запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, обязать Алибекова А.А. являться на регистрацию в отдел внутренних дел по месту жительства или пребывания 2 (два) раза в месяц. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать. Осуществлять административный надзор органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 марта 2022 года решение от 26 января 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 4 мая 2022 года, административный ответчик просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций, прекратить производство по административному делу. Судами допущено нарушение норм материального права; неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 18 мая 2022 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Краснодарского края указывает на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, адвокат Алибекова А.А. по ордеру Ефанова А.Н. поддержал доводы кассационной жалобы, просил принятое решение суда первой инстанции и апелляционное определение отменить, прекратить производство по административному делу.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, прокурор Фролова Е.В. возражала против доводов кассационной жалобы, просила принятое решение первой инстанции и апелляционное определение оставить в силе, в кассационной жалобе отказать.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, выслушав пояснения, кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
Основания и порядок установления административного надзора определены Федеральным законом N 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор, перечислены в ст. 3 Федерального закона N 64 - ФЗ и в ст. 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, приговором Крымского гарнизонного военного суда от 19 мая 2017 года Алибеков А.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. "а" ч. 3 ст. "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций, сроком на 2 года, с применением ст. 73 УК РФ.
Приговором Октябрьского районного суда города Липецка от 9 сентября 2020 года Алибеков А.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. "данные изъяты" ст. "данные изъяты" УК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 69, п. "в" ч. 1 ст. 71 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний, Алибекову А.А. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 2 месяца.
В соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к наказанию, назначенному по указанному приговору, частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору Крымского гарнизонного военного суда от 19 мая 2017 года, в связи с чем, окончательно Алибекову А.А. назначено наказание в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционным постановлением Липецкого областного суда от 24 ноября 2020 года вышеуказанный приговор изменен. Из приговора исключены указания суда о назначении Алибекову А.А. наказания по ст. "данные изъяты" УК РФ в виде исправительных работ сроком на 9 месяцев и о применении положений ч. 2 ст. 69, п. "в" ч. 1 ст. 71 УК РФ. По ч. 2 ст. "данные изъяты" УК РФ Алибекову А.А. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 2 месяца с применением ч. 3 ст. 68 УК РФ.
На основании частей 1 и 4 ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединено не отбытое Алибековым А.А. наказание в виде 10 месяцев 2 дней лишения свободы по приговору Крымского гарнизонного военного суда от 19 мая 2017 года и окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 1 год 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Приговором Октябрьского районного суда города Липецка от 9 сентября 2020 года в действиях Алибекова А.А. установлено наличие рецидива преступлений, преступление отнесено к категории тяжких.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства установлено, что Алибеков А.А. подлежит освобождению из исправительной колонии 8 марта 2022 года, в связи с отбытием срока наказания. После освобождения он намерен выехать на постоянное место жительства по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Виноградная, д. 29, что подтверждается заявлением Алибекова А.А, а также было подтверждено им в судебном заседании.
Однако судом первой инстанции установлено, что в период отбытия наказания постановлением начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Липецкой области от 30 марта 2019 года Алибеков А.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Кроме того, согласно представленной в материалы дела характеристике от 30 декабря 2021 года, утвержденной врио начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Краснодарскому краю, в период отбытия наказания Алибеков А.А зарекомендовал себя отрицательно, на путь исправления не встал.
Из справки о поощрениях и взысканиях осужденного следует, что за период отбытия наказания Алибеков А.А. не имеет поощрений, имеет одно непогашенное взыскание.
Факт нарушения Алибековым А.А. режима содержания в исправительном учреждении также подтверждается справкой начальника отряда ФКУ ИК-5 УФСИН России по Краснодарскому краю от 1 июля 2021 года, рапортом начальника ОСУ ФКУ ИК-5 УФСИН России по Краснодарскому краю от 28 июня 2021 года, ответом начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Краснодарскому краю N 25/46/9-14191 от 9 сентября 2021 года.
Из справки начальника филиала - врача Филиала "Медицинская часть N 7" ФКУЗ Медико-санитарной части N 48 ФСИН России следует, что Алибекову А.А. поставлен диагноз: "Дисциркуляторная энцефалопатия 1 степени сосудистого генеза, компенсация. Неврозоподобное расстройство". На учете как лицо, склонное к суициду или членовредительству Алибеков А.А. в ФКУ СИЗО-1 не состоит.
Оценив предоставленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, исходя из положений Федерального закона N 64-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу, что в отношении Алибекова А.А. имеются предусмотренные законом основания для установления административного надзора для предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с ч. 2 ст. 176 КАС РФ и исходя из положений ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 3 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что исполняя задачу предупреждения совершения административным ответчиком преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, суд первой инстанции правомерно установиладминистративный надзор в отношении административного ответчика на срок 3 года, с установлением административных ограничений в виде: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин.; запрещение выезда за пределы муниципального образования по месту жительства или пребывания после освобождения административного ответчика без разрешения органов внутренних дел; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий; обязании Алибекова А.А. являться два раза в месяц в Управление (Отдел) МВД Российской Федерации по месту жительства или пребывания.
Таким образом, суд апелляционной инстанции установил, что указанные ограничения в установленном судом количестве в достаточной мере позволят контролировать место нахождения и поведение административного ответчика, а также послужат профилактике и предупреждению совершения им новых преступлений и правонарушений.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что доводы административного ответчика о том, что установление в отношении него административного надзора и административных ограничений, указанных в административном исковом заявлении, нарушит его права на труд и свободу передвижения, обоснованно признаны несостоятельными. Применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается с самим фактом освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной или неснятой судимости. Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как отягчение ответственности за противоправное деяние и нарушающим право гражданина на свободу передвижения и труд. Согласно ст. 2 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Учитывая изложенное, в силу п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции верно определены обстоятельства дела, в связи с чем, обжалуемое решение является обоснованным и отмене не подлежит.
Судебная коллегия находит выводы, изложенные в судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 26 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 июня 2022 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.