Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Русакова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Юртаевой С.А, действующей в интересах управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 30 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Иванычевой В.В. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Иванычева В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Динскому отделу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным приостановления и уклонения от государственной регистрации договора N 150 об участии в деятельности, порядке уплаты взносов и предоставления помещения в ЖСК "Красноград", заключенного 17 марта 2015 года между Иванычевой В.В. и ЖСК "Красноград", признанного договором участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенным между Иванычевой В.В. и ООО "Капитал Строй" в отношении квартиры, расположенной на третьем этаже в секции 1 литера 2 (А) проектной площадью 72, 9 кв. м, в многоквартирном доме по адресу: "адрес".
Просила обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию названного договора в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 30 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 ноября 2021 года, административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной представителем управления Росреестра по доверенности Юртаевой С.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов как незаконных, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 14 января 2022 года, определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 5 апреля 2022 года, с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
До начала рассмотрения дела по существу председательствующий сообщил судебной коллегии о родственных связях с работником управления Росреестра по Краснодарскому краю. Обсудив данное обстоятельство, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии препятствий для рассмотрения административного дела в этом составе судей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, 17 марта 2015 года между Иванычевой В.В. и ЖСК "Красноград" заключен договор N 150 об участии в ЖСК "Красноград". Предметом договора являлось строительство многоквартирного дома по адресу: "адрес". В соответствии с договором генерального подряда, заключенного между ЖСК "Красноград" и ООО "КапиталСтрой" 1 февраля 2013 года и дополнительного соглашения к нему от 15 июля 2013 года денежные средства граждан привлекал кооператив, а функции застройщика осуществляло ООО "Капитал Строй". Обязательство по внесению вноса за квартиру Иванычевой В.В. исполнено в полном объеме. После окончания строительства и сдачи многоквартирного дома ЖСК "Красноград" обязался передать в собственность квартиры, однако, этого не сделал.
Вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 20 августа 2020 года, указанный договор признан договором участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенным между Иванычевой В.В. и ООО "Капитал Строй" в отношении квартиры, расположенной на третьем этаже в секции 1 литера 2 (А) проектной площадью 72, 9 кв. м, в многоквартирном доме по адресу: "адрес", с уплаченной ценой по договору в размере 1 973 750 рублей.
Административный истец 12 октября 2020 года обратилась к административному ответчику с заявлением о государственной регистрации договора от 17 марта 2015 года N 150 и договора долевого участия в отношении земельного участка площадью 11 357 кв. м, по адресу: "адрес".
Уведомлением от 23 октября 2020 года государственная регистрация права приостановлена на срок до 25 января 2021 года ввиду невозможности определения земельного участка, на котором выстроен многоквартирный дом, а также ввиду непредоставления на государственную регистрацию документов, необходимых для осуществления государственной регистрации договора N 150 об участии в деятельности, порядке уплаты взносов и предоставления помещения в ЖСК "Красноград" от 17 марта 2015 года.
Уведомлением от 1 декабря 2020 года административному истцу сообщено о наличии обременений в отношении земельного участка, права на который подлежат регистрации, а также об отсутствии необходимых документов для возобновления регистрации.
Динским отделом управления Росреестра по Краснодарскому краю от 26 января 2021 года отказано в государственной регистрации прав на основании положений Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Удовлетворяя исковые требования, суды нижестоящих инстанций допустили неправильное применение норм материального права, а выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела, о чем правомерно указано в кассационной жалобе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 указанного Федерального закона каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Согласно статье 21 данного Федерального закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В представленных истцом на государственную регистрацию документах отсутствовала информации о кадастровом номере земельного участка, на котором осуществляется строительство многоквартирного дома, следовательно, осуществить государственную регистрацию договора не представлялось возможным.
Для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, наряду с документами, предусмотренными настоящим Федеральным законом для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, необходимы:
1) разрешение на строительство. Орган регистрации прав получает разрешение на строительство путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства, а при отсутствии соответствующей информации в указанной системе запрашивает разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в разрешении на строительство) в органе, выдавшем разрешение на строительство, который в срок не более чем два рабочих дня с даты получения такого запроса размещает его в единой информационной системе жилищного строительства и уведомляет об этом орган регистрации нрав с использованием указанной информационной системы;
2) план создаваемого многоквартирного дома, иного объекта недвижимости с указанием его местоположения, количества находящихся в составе создаваемого многоквартирного дома, иного объекта недвижимости жилых и нежилых помещений, машино-мест, планируемой площади каждого из указанных помещений и машино-мест;
3) проектная декларация. Заявитель вправе не представлять проектную декларацию. В случае, если проектная декларация не представлена заявителем, орган регистрации прав получает ее путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства;
6) заключенный в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" договор поручительства по обязательствам застройщика, размер уставного капитала которого не соответствует требованиям Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214- ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", по договорам участия в долевом строительстве многоквартирного дома;
7) списки граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, которое построено или строится на земельных участках единого института развития в жилищной сфере или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, которыми единый институт развития в жилищной сфере распоряжается по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции гю управлению федеральным имуществом, и которые переданы в безвозмездное пользование либо аренду для строительства стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, либо аренду для строительства вминимально требуемом объеме стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения вцелях строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иного жилищного строительства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства". В случае, если заявителем не представлены указанные списки, орган регистрации прав запрашивает указанные списки в уполномоченном органе местного самоуправления, который утвердил указанные списки в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" и обязан представить запрашиваемые сведения в срок не более чем два рабочих дня с даты получения такого запроса.
Иванычевой В.В. 23 октября 2020 года дополнительно представлено постановление главы администрации МО Динской район от 26 декабря 2014 года N 2055 "О продлении срока действия договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с указанием кадастрового номера земельного участка N.
Согласно сведениям ЕГРН в отношении данного земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, имелась запись о регистрации договора аренды от 11 января 2012 года в пользу Карцева В.С, затем уступка прав и обязанностей в пользу Новостройный М.Ю, далее уступка прав и обязанностей в пользу ООО "Капитал Строй".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" право на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома на основании договора участия в долевом строительстве имеет застройщик при наличии проектной документации и положительного заключения экспертизы проектной документации.
Управлением Росреестра по Краснодарскому краю в департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края 4 декабря 2020 года направлен запрос о соответствии застройщика и проектной декларации объекта, расположенного по адресу: "адрес" (кадастровый номер земельного участка N) требованиям Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края сообщил, что заключение о соответствии застройщика ООО "Капитал Строй" и проектной декларации требованиям названного Федерального закона не выдавалось.
Управление Росреестра по Краснодарскому краю 1 декабря 2020 года направило запрос в управление архитектуры и градостроительства администрации МО Динской район о наличии разрешения на строительство, плана создаваемого многоквартирного дома, а также о предоставлении вышеуказанных документов при их наличии.
Управления архитектуры и градостроительства администрации МО Динской район сообщило 18 декабря 2020 года, что на земельный участок администрацией Южно-Кубанского сельского поселения были выданы пять разрешений на строительство. Но план создаваемого многоквартирного жилого дома не может быть представлен ввиду изъятия проектной и разрешительной документации протоколом обыска (выемки) от 4 сентября 2016 года.
Таким образом, административным ответчиком предприняты исчерпывающие меры для получения необходимых документов, позволивших бы осуществить государственную регистрацию прав по заявлению истца. Однако такие документы государственному регистратору не поступили в силу объективных обстоятельств, приведенных выше.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
На основании пункта 5 части 1 статьи 329 поименованного Кодекса суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций допущены ошибки в применении норм материального права, а также в оценке обстоятельств настоящего дела, судебная коллегия считает необходимым судебные акты нижестоящих судов отменить.
В силу того, что для исправления допущенных ошибок, после отмены судебных актов не требуются установление новых обстоятельств, представление, исследование и оценка доказательств, то суд кассационной инстанции полагает возможным принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу представителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Юртаевой С.А. удовлетворить.
Решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 30 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 ноября 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Иванычевой В.В. об оспаривании решения управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 2 июня 2022 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.