Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Мартыновой Н.Н. и Бетрозовой Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Данильчука В.Г. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю о признании незаконным решения об отказе в выплате и перерасчете трудовой пенсии, возложении обязанности по перерасчету трудовой пенсии и ее выплате с учетом индексации, по кассационной жалобе Данильчука В.Г. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 24 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 13 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Данильчук В.Г. обратился в суд иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю (далее - ГУ ОПФ РФ по г. Севастополю), в котором просил признать незаконным решение ответчика о прекращении выплаты пенсии Данильчуку В.Г, как гражданину Российской Федерации, на территории РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произвести перерасчет, назначенной в 2008 году украинской пенсии в соответствии с принятыми законами, устанавливающими особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан РФ, постоянно проживающих по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым или города Севастополя, обязать ответчика выплатить истцу пенсию с учетом индексации, с момента прекращения выплаты ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 24 августа 2021 года в удовлетворении исковых требований Данильчуку В.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 13 декабря 2021 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Данильчук В.Г. просит отменить указанные судебные акты, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что будучи жителем города Севастополя, имеющим постоянную регистрацию, получил гражданство Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ и имеет право на продолжение выплаты пенсии как гражданин Российской Федерации не мог стать получателем пенсии как переехавший из другого государства. Указывает, что пенсионным органом необоснованно пересмотрен размер пенсии, которую истец получал ранее несмотря на установленный нормами законодательства порядок.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки. Данильчуком В.Г. представлено заявление о рассмотрении его кассационной жалобы в его отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренным данным кодексом, с особенностями, установленными параграфом 1 главы 41 Кодекса.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение сторон, наличие ходатайства Данильчука В.Г. рассмотрении дела в его отсутствие, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что Данильчук В.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как гражданин Украины, являлся получателем пенсии по старости в г. Севастополе.
На основании письменного заявления истца Данильчука В.Г, поданного им ДД.ММ.ГГГГ в Управление Пенсионного фонда Украины в Емильчинском районе Житомирской области государства Украина, из Управления Пенсионного фонда по Гагаринскому району в городе Севастополе Автономной Республики Крым письмом Управления Пенсионного фонда Украины в Емильчинском районе Житомирской области от ДД.ММ.ГГГГ исходящий N истребовано пенсионное дело Данильчука В.Г, в связи с переездом его на новое место жительства в Украину.
Выплата пенсии Данильчуку В.Г. в Управлении Пенсионного фонда по Гагаринскому району в городе Севастополе Автономной Республики Крым прекращена с ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует аттестат N от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, установлено, что Данильчук В.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являлся получателем пенсии по старости в Украине, что подтверждено документами, содержащимися в его пенсионном деле.
Согласно справке N от ДД.ММ.ГГГГ исполкома Середовского сельского совета Емильчинского района Житомирской области Данильчук В.Г. проживал в "адрес", оказывая помощь матери, без регистрации. При этом, Данильчук В.Г. оставался зарегистрированным в г. Севастополе по паспорту гражданина Украины в спорный период 2014-2018 года.
Управлением Пенсионного фонда Украины в Емильчинском районе Житомирской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Данильчуку В.Г. неоднократно производился перерасчет пенсии.
19.01.2018 г. Данильчук В.Г. обратился в Центр с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, а также с заявлением о запросе пенсионного дела из Управления Пенсионного фонда Украины в Емильчинском районе Житомирской области, осуществляющего выплату пенсии по старости.
На основании распоряжения Управления Пенсионного фонда Украины в Емильчинском районе Житомирской области от ДД.ММ.ГГГГ пенсионное дело Данильчука В.Г. снято с учета с 01.06.2018г, в связи с выездом пенсионера в г. Севастополь на постоянное место жительства, пенсия выплачена по ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с пенсионным делом Данильчука В.Г. в адрес Центра поступил аттестат, в соответствии с которым пенсия истцу выплачена по ДД.ММ.ГГГГ.
Обращаясь в суд с исковым заявлением, Данильчук В.Г. указывал на неправомерность действий ответчика, после вхождения г. Севастополя в состав Российской Федерации, выразившихся в установлении ему пенсии с нарушением норм законодательства, а также на незаконность прекращения ему выплаты пенсии с 01.04.2014 г. без каких-либо правовых оснований, ссылаясь на то, что он постоянно зарегистрирован и проживает в г. Севастополе с 1975 года, и с 2008 является получателем пенсии, размер которой в 2014 году был выше минимальной пенсии в 1, 8 раза, что обусловлено характером его работы. Кроме того, указывал на незаконность установления ему пенсии как лицу, впервые обратившемуся за назначением пенсии, при возобновлении ее выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, не соглашаясь с её размером.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что истец с апреля 2014 года являлся получателем пенсии в государстве Украина, выплата которой осуществлялась в связи с истребованием его пенсионного дела из Управления Пенсионного фонда по Гагаринскому району в городе Севастополе Автономной Республики Крым на основании его же заявления по май 2018 года включительно, пришел к выводу о законности действий Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю Республики Крым по назначению, расчету и выплате ему пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанций основанными на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального Конституционного Закона N 6- ФКЗ от 21.03.2014г. "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Положения Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 208-ФЗ от 21.07.2014г, содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21.03.2014г, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Исходя из вышеизложенного, граждане Российской Федерации, проживавшие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя на момент принятия указанных субъектов в состав Российской Федерации и приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве до 18 марта 2014 года, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 208-ФЗ, с 01.01.2015г. пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 208-ФЗ, размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона N 208-ФЗ, перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 208-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1). При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается (пункт 2). Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий (пункт 3). Если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и города Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2014 N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя" определено установить гражданам, являющимся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя, в дополнение к назначенной им пенсии ежемесячную выплату (далее - выплата к пенсии): с 1 апреля 2014 г. - в размере 25 процентов от назначенной пенсии, с 1 мая 2014 г. - в размере 50 процентов, с 1 июня 2014 г. - в размере 75 процентов, с 1 июля 2014 г. - в размере 100 процентов от назначенной пенсии.
До 01.04.2014 пенсионное обеспечение на территории Республики Крым осуществлялось органами Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым в соответствии с законодательством Украины.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" было предусмотрено прекращение деятельности государственных органов Украины, расположенных на территории Республики Крым.
В переходный период интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую и правовую систему Российской Федерации, уполномоченными органами, осуществлявшими функции по назначению, перерасчету и выплате пенсий являлись органы исполнительной власти Республики Крым - Пенсионный фонд Республики Крым и его территориальные органы, в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Крым до 31.12.2014.
Распоряжениями Совета министров Республики Крым от 26.12.2014 N 1563-р и N 1562-р были утверждены ликвидационные балансы и отменена регистрация Пенсионного фонда Республики Крым и его территориальных органов.
Полномочия по выполнению функций пенсионного обеспечения граждан по старости, действующим законодательством с 01.01.2015 возложены на Федеральный орган - Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, в том числе Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым и Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе и районе, городах и районах Республики Крым. Финансирование средств на выплату пенсий, осуществляется из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, денежные средства которого находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Установив, что пенсия истцу с ДД.ММ.ГГГГ выплачивалась Управлением Пенсионного фонда Украины в Емильчинском районе Житомирской области государства Украина, а также установив, что Данильчук В.Г. не являлся получателем пенсии на ДД.ММ.ГГГГ в пенсионном органе Республики Крым, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований, для удовлетворения его исковых требований.
При этом, обстоятельства того, что он являлся лицом, имеющим на ДД.ММ.ГГГГ регистрацию на территории города федерального значения Севастополь, а впоследствии в 2018 году получил паспорт гражданина Российской Федерации, обоснованно не приняты судами во внимание, поскольку обстоятельством имеющим юридическое значение при рассмотрении данного спора, в том числе является и получение Данильчуком В.Г. пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и передача после указанной даты его пенсионного дела в пенсионный орган Российской Федерации, действующий на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, для пенсионного обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Соглашения от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Таким образом, гражданам государств-участников Содружества Независимых Государств может выплачиваться только одна пенсия государством, в котором проживает пенсионер, и правовых основания для выплаты одновременно нескольких пенсий на территории государств-участников Содружества Независимых Государств не имеется.
Доводы кассационной жалобы Данильчука В.Г. о том, что он на ДД.ММ.ГГГГ, являлся получателем пенсии на территории Республики Крым, которая была выше минимального размера пенсии, установленной в Украине в 1, 8 раза, что не принято во внимание пенсионным органом при расчете ему пенсии, а также доводы о том, что пенсионным органом неправильно применен коэффициент соотношения средней заработной платы, получаемой им со средней заработной плате по стране, являлись предметом оценки при рассмотрении дела в судах нижестоящей инстанции и получили надлежащую оценку переоценивать которую у суда кассационной инстанции оснований не имеется.
Пропорциональность установления пенсии относительно её минимальному размеру, пенсионным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Кроме того, пенсионным законодательством предусмотрено ограничение коэффициента соотношения средней заработной платы, получаемой лицом, обратившимся за назначением пенсии, со средней заработной плате по стране, и не может превышать значение 1.2, кроме установления пенсии лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Доводы Данильчука В.Г. о незаконности действий пенсионного органа, не применившего к нему положения Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2014 N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", являются несостоятельными, поскольку с 01.04.2014 года пенсия ему выплачивалась пенсионным органом Украины в Емильчинском районе Житомирской области, при этом перерасчет пенсии в соответствии с положениями данного Указа, осуществлялся пенсионным органом Республики Крым, действующим в переходный период и прекратившим свою деятельность с ДД.ММ.ГГГГ.
Иные доводы заявителя и в целом несогласие его с судебными постановлениями, а также с выводами судов, основанными на оценке представленных по делу доказательств, само по себе не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Доводы кассационной жалобы не опровергают приведенные выводы судов, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не могут служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 24 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 13 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Данильчука В.Г.- без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Н.Н. Мартынова
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.