Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Каминской Е.Е, судей Песоцкого В.В, Харитонова А.С.
с участием прокурора Манаева В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Первомайского района Республики Крым в интересах ФИО1 к администрации Первомайского района Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жилье, по кассационной жалобе администрации Первомайского района Республики Крым на решение Первомайского районного суда Республики Крым от 7 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 2 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Каминской Е.Е, выслушав прокурора Манаева В.А, полагавшего судебные постановления по делу подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Заместитель прокурора Первомайского района Республики Крым, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к администрации Первомайского района Республики Крым, просил обязать ответчика предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 25 кв.м, на территории муниципального образования Первомайский район Республики Крым, ссылаясь на то, что ФИО1 относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Решением Первомайского районного суда Республики Крым от 7 сентября 2021 года исковые требования удовлетворены.
На администрацию Первомайского района Республики Крым возложена обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования Первомайский район Республики Крым, жилое помещение общей площадью не менее 25 кв.м, соответствующее требованиям жилищного законодательства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым суда от 2 декабря 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе глава администрации Первомайского района Республики Крым Крестьянинова Е.А. ставит вопрос об изменении, фактически - об отмене судебных постановлений по делу как вынесенных с нарушениями норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела.
В порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Жилищное законодательство в силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
В соответствии с пунктами 1, 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской
Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Республики Крым от 18.12.2014 г. N 46- ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путём предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путём сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона Республики Крым, список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и названным Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства.
Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Как установлено судом и из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации.
На основании заочного решения Первомайского районного суда АРК от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО6 и отец ФИО7 лишены родительских прав в отношении сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, опекуном ФИО1 назначена ФИО8, 1949 года рождения.
Постановлением администрации Первомайского сельского поселения Первомайского района Республики Крым N 340 от 23 декабря 2016 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением.
ФИО1 не зарегистрирован собственником недвижимого имущества, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался нормами права, регулирующими спорные отношения, исследовал фактические обстоятельства дела, оценил доказательства по делу в их совокупности, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что ФИО1 является гражданином из числа детей-сирот, состоящих на квартирном учете в администрации Первомайского района Республики Крым и имеющих право на получение жилого помещения, в связи с чем ФИО1 имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, при этом органом местного самоуправления право ФИО1 на получение жилья не реализовано.
Таким образом, судебные инстанции верно указали, что у администрации Первомайского района Республики Крым имеется неисполненное обязательство по обеспечению жилым помещением ФИО1, признанного нуждающимся в жилье, состоящим на учете лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, а отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не являются основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод истца.
При этом судами учтено, что каких-либо норм, отменяющих или изменяющих механизм финансирования субъектами Российской Федерации и осуществления субъектом государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам специализированного найма органами местного самоуправления, либо возлагающий дополнительную обязанность на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, действующее законодательство не содержит.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции соглашается с выводами предыдущих судебных инстанций по разрешению спора, полагает, что указанные выводы соответствуют закону и установленным по делу обстоятельствам.
При рассмотрении дела судебными инстанциями правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, фактические обстоятельства установлены на основании оценки представленных по делу доказательств в соответствии с требованиями процессуального закона.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену или изменение судебных постановлений в кассационном порядке, судебными инстанциями по делу не допущено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы администрации Первомайского района Республики Крым на решение Первомайского районного суда Республики Крым от 7 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 2 декабря 2021 года не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда Республики Крым от 7 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 2 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Первомайского района Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Е. Каминская
Судьи В.В. Песоцкий
А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.