Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Егоровой Е.С, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Качур Н.С. к Государственному Учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Качур Н.С, поступившей с делом 15 апреля 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав представителя истца Шевченко В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Качур Н.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Брюховецком районе Краснодарского края (далее ГУ УПФР в Брюховецком районе) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, в котором с учетом уточнений исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) просила суд:
- решение ГУ УПФР в Брюховецком районе N210000010979/418694/21 от 4 мая 2021 г. (в части не включения в специальный стаж периоды работы: с 5 марта 1992 г. по 31 октября 1999 г, с 3 июня 2004 г. по 21 августа 2013 г. для назначения досрочной страховой пенсии по старости) признать незаконным;
- обязать ГУ УПФР в Брюховецком районе включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с 5 марта 1992 г, по 31 октября 1999 г, с 3 июня 2004 г. по 21 августа 2013 г. в должности медицинской сестры в ООО Брюховецкий лечебно-диагностический центр стимуляции органов "Интра";
- обязать ГУ УПФР в Брюховецком районе назначить Качур Н.С. досрочную страховую пенсию по старости с 1 декабря 2019 г. (со дня возникновения права).
Решением Брюховецкого районного суда Краснодарского края от 7 сентября 2021 г. исковые требования Качур Н.С. удовлетворены. Судом постановлено: признать незаконным решение Управления пенсионного фонда РФ (государственное управление) в Брюховецком районе N210000010979/418694/21 от 4 мая 2021 г. (в части не включения в специальный стаж периоды работы: с 5 марта 1992 г. по 31 октября 1999 г, с 3 июня 2004 г. по 21 августа 2013 г. для назначения досрочной страховой пенсии по старости);
обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное управление) в Брюховецком районе включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с 5 марта 1992 г. по 31 октября 1999 г, с 3 июня 2004 г. по 21 августа 2013 г. в должности медицинской сестры в ООО Брюховецкий лечебно-диагностический центр стимуляции органов "Интра";
обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное управление) в Брюховецком районе назначить Качур Н.С, 22 июня 1971 года рождения, досрочную страховую пенсию по старости с 1 декабря 2019 г. (со дня возникновения права).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 декабря 2021 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе истец просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что суд апелляционной инстанции не применил закон, подлежащий применению: Постановление Правительства N464 от 6 сентября 1991 г. "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", а сослался на Приказ от 3 ноября 1999 г. N395 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения", правовое регулирование которого не распространяется на период работы истца с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. Постановление Правительства Российской Федерации N781 от 29 октября 2002 г. не регламентирует правовые отношение, имевшие место с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г.
Истец полагала решение ответчика и апелляционное определение незаконным, поскольку Территориальный орган ПФР на практике по-своему трактует законодательство и считает, что установлена единственная организационно-правовая форма организаций, работа в которых дает право на досрочную пенсию, -учреждение и работа в организациях здравоохранения, имеющих иную организационно-правовую форму (например ООО), в специальный стаж засчитана быть не может, что не соответствует действующему законодательству.
В Номенклатуре должностей медицинских работников (приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 ноября 2012 г. N1183н) нет разделения на должности в государственных и муниципальных заведениях и на должности в учреждениях частной формы собственности. Понятием "учреждение здравоохранения" в Федеральном законе N323-Ф3 охватывается в том числе субъект частной системы здравоохранения независимо от его организационно-правовой формы.
Законом установлено само право на льготную пенсию, вытекающее из самого факта занятия медицинской деятельностью.
ООО "Брюховецкий лечебно-диагностический центр "Интра" осуществляло медицинскую деятельность при оказании специализированной медицинской помощи гражданам РФ и иностранным гражданам, в том числе урологических, нефрологических, офтальмологических, гастроэнтерологических и других заболеваний, что подтверждается решением Брюховецкого районного Совета народных депутатов исполнительного комитета N92 от 23 января 1991 г, Уставами ООО "Брюховецкий лечебно-диагностический цент "Интра". Характер деятельности ООО "Брюховецкий лечебно-диагностический центр "Интра" судом не исследовался.
Истец Качур Н.С, ответчик ГУ Отделение ПФР по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, причина неявки суду неизвестна.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судом при разрешении настоящего дела не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15 апреля 2021 г. Качур Н.С. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Брюховецком районе за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в назначении досрочной трудовой пенсии N 210000010979/418694/21 от 4 мая 2021 г. истцу отказано, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При оценке периодов трудовой деятельности в соответствии с Постановлением Правительства РФ N665 от 16 июля 2014 г. в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение не могут быть засчитаны периоды работы с 5 марта 1992 г. по 21 августа 2013 г. (21 год 05 месяцев 18 дней) в должности медицинской сестры в ООО "Брюховецкий лечебнодиагностический центр стимуляции органов "Интра", мотивируя тем, что основанием для предоставления права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N400 - ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" от 28 декабря 2013 г, является занятость в тех организациях, которые имеют организационно-правовую форму "учреждение", осуществляют в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность и имеют наименование, предусмотренное Списком N781, N1066. Также, ГУ ПФР в Брюховецком районе считает, что возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в строго определенных организациях (учреждениях (структурных подразделениях)), а не только с определенным видом деятельности.
Из материалов дела следует, что согласно диплому РТ N205443 от 27 декабря 1990 г. истцу присвоена специальность медицинская сестра.
В соответствии с трудовой книжкой АТ-У N6213994 от 13 июля 1988 г, Качур Н.С. 5 марта 1992 г. года была принята на работу в ООО "Брюховецкий лечебно-диагностический центр "Интра" в должности медицинская сестра, согласно договора N34 от 5 марта 1992 г. (л. д. 14).
Характер трудовых функций, возложенных в указанный период на Качур Н.С. подтверждается должностной инструкцией, она выполняла профилактические, лечебные, реабилитационные мероприятия, назначенные врачом (л. д. 20-22).
ООО "Брюховецкий лечебно-диагностический центр "Интра" осуществляло и осуществляет медицинскую деятельность по оказанию специализированной медицинской помощи гражданам РФ и иностранным гражданам, в том числе урологических, нефрологических, офтальмологических, гастроэнтерологических и других заболеваний, что подтверждается решением Брюховецкого районного совета народных депутатов исполнительного комитета N 92 от 23 января 1991 г, Уставами ООО "Брюховецкий лечебнодиагностический центр "Интра" (л. д. 28, 29-37, 38-53).
Деятельность ООО "Брюховецкий лечебно-диагностический центр "Интра" лицензирована (л. д. 54-70).
Удовлетворяя исковые требования Качур Н.С. и включая спорные периоды работы Качур Н.С. в ООО "Брюховецкий лечебно-диагностический центр "Интра" в должности медицинской сестры в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не предусматривает различий в пенсионном обеспечении лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных, муниципальных и иной формы собственности учреждениях, организациях. В Законе N 400-ФЗ и Списках не содержится указания на форму собственности учреждений (организаций), осуществляющих медицинскую деятельность. В Номенклатуре должностей медицинских работников (приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 ноября 2012 г. N 1183н) нет разделения на должности в государственных и муниципальных заведениях и на должности в учреждениях частной формы собственности.
С данным выводом суда не согласился суд апелляционной инстанции указав, что для включения спорных периодов работы в льготный стаж необходимо, чтобы истец работы в учреждениях здравоохранения, а она работа в коммерческой организации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании и применении к спорным отношениям норм материального права.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (далее ? Федеральный закон N 400-ФЗ) имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации статей 30 и 31 Закона от 28 декабря 2013 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (Постановление от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления от 16 июля 2014 г. N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), пункт 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список от 29 октября 2002 г. N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Правила от 29 октября 2002 г. N781);
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (Список от 22 сентября 1999 г. N 1066 и Правила от 22 сентября 1999 г. N 1066), - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвёртого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (Список от 6 сентября 1991 г. N464).
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов педагогической и лечебной деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Поскольку Списком от 6 сентября 1999 г. N 464 конкретно не приведён перечень должностей, то при исчислении до 1 ноября 1999 г. специального стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утверждённая приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377, вступившим в силу с 26 ноября 1999 г. (Номенклатура от 15 октября 1999 г. N 377).
При отнесении учреждений к числу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения за период работы до 1 ноября 1999 г, используется Номенклатура учреждений здравоохранения, утверждённая приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. N395 (с изменениями и дополнениями, внесёнными приказом Минздрава России от 28 февраля 2000 г. N 73), вступившим в действие с 3 декабря 1999 г. (Номенклатура от 3 ноября 1999 г. N 395).
В силу пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
В соответствии с пунктом 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица учитываются в соответствии со сведениями индивидуального лицевого счёта застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 43 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, все периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные пунктом 2 указанных Правил, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемых в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Из приведенных правовых норм не следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Данное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в одних и тех же учреждениях, но на должностях с различными функциональными обязанностями. Определение списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Пунктом 4 порядка предусмотрено, что в случае, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, характер работы до регистрации работника в системе пенсионного страхования подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке в виде справок, уточняющих льготный характер работы, а после регистрации в системе пенсионного страхования - на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
При отсутствии сведений о льготном характере в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, истец вправе представить иные письменный доказательства в порядке ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела по иску Качур Н.С. положения приведенных нормативно-правовых актов, устанавливающих возможность назначения такой пенсии только тем лицам, которые осуществляли лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, учли в полном объеме, применили к спорным отношениям закон, подлежащий применению и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Качур Н.С.
Судом установлено, что с 5 марта 1992 г. по 31 октября 1999 г. и с 3 июня 2004 г. по 21 августа 2013 г. Качур Н.С. работала в должности медицинской сестры в ООО "Брюховецкий лечебно-диагностический центр стимуляции органов "Интра".
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (с учетом норм, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 665 от 16 июля 2014 г.), период работы с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999г. засчитывается в соответствии со списком утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, пункт 1 Списка N464 предусматривает назначение пенсии врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждениях.
В период с 1 января 2002 г. действует постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости", в пункте 5(а) которого указано, что лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения - учитывается как 1, 3, все остальные пункт 6 на общих основаниях.
Проанализировав вышеприведенные нормы законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основанием для предоставления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона N400-ФЗ является занятость в тех организациях, которые имеют организационно-правовую форму "учреждение", осуществляют в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность и имеют наименование, предусмотренное Списком N 781, N1066.
Таким образом, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в строго определенных организациях (учреждениях (структурных подразделениях)), а не только с определенным видом деятельности.
Пунктом 8 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона N400-ФЗ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, а также пунктом 7 раздела "Наименования учреждений" Списка N1066, предусмотрены центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, независимо от их наименований, а также центры, имеющие конкретные наименования, поименованные в списке.
В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации основным документом юридического лица, в котором указываются наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержатся другие юридически значимые сведения, является Устав.
Согласно Уставу Общество с ограниченной ответственностью "Брюховецкий лечебно-диагностический Центр стимуляции органов "Интра"" является объединением (на основе соглашения и на началах членства) предприятий, учреждений, организаций, граждан, других юридических и физических лиц, имеющим Уставной фонд, разделенный на доли, принадлежащие его участникам. Целью данного общества является объединение экономических интересов, материальных, трудовых, интеллектуальных и финансовых ресурсов его Участников для осуществления хозяйственной, т. е. направленной на извлечение прибыли, деятельности, за исключением той, которая запрещена действующем законодательством.
Общество не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, Общество с ограниченной ответственностью "Брюховецкий лечебно-диагностический Центр стимуляции органов "Интра" по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, действующей с целью извлечения прибыли, а не учреждением, как это предусмотрено пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона N400-ФЗ.
Поскольку законодатель связывает право на досрочную страховую пенсию медицинским работникам с такой организационно-правовой формой юридического лица как учреждение (государственное, муниципальное, частное), у истца, осуществлявшей трудовую деятельность в спорные периоды в организации, имеющей иную организационно-правовую форму, не возникло права на включение рассматриваемых спорных периодов работы в специальный (льготный) стаж.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Качур Н.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.С. Егорова
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.