Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Егоровой Е.С, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нугмановой Г.К. к Государственному казенному учреждению Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Красноярского района" о признании права на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Красноярского района", поступившей с делом 21 апреля 2022 г, на решение Красноярского районного суда Астраханской области от 8 ноября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 19 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Нугманова Г.К. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Красноярского района" (далее - ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Красноярского района"), в котором просила суд признать за ней право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на детей с 3 до 7 лет включительно, в отношении дочери Сибегатовой Л.Н, обязав ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Красноярского района" назначить указанную ежемесячную выплату по первому заявлению от 24 мая 2020 г, и выплатить неполученную ежемесячную денежную выплату, начиная с января 2020 года. Взыскать с ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Красноярского района" в ее пользу судебные расходы в размере 300 руб.
Решением Красноярского районного суда Астраханской области от 8 ноября 2021 г. исковые требований Нугмановой Г.К. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 19 января 2022 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование доводов указывает, что Нугманова Г.К. обратилась в ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Красноярского района" с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно - Сибегатовой Л.Н. Данная денежная выплата назначается и выплачивается лицам, чей среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, установленного в регионе. При расчете было установлено, что среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума, установленную на второй квартал (10 571 руб.), предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. В результате истцу было отказано в назначении социальной выплаты правомерно.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причина неявки суду неизвестна.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, обсудив изложенные доводы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Нугманова Г.К. приходится матерью Сибегатовой Л.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
24 мая 2020 г. Нугманова Г.К. обратилась в ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Красноярского района" с заявлением через портал государственных услуг о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
При проверке заявления ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Красноярского района" 15 марта 2021 г. было принято решение об отказе в установлении выплаты согласно абзацу 4 пункта 3.9, раздела 3 Порядка от 22 апреля 2020 г. N 174-П, по основаниям несоответствия заявителем требованиям, указанным в части 1 статьи 8.1 Закона Астраханской области от 22 декабря 2016 г. N85/2016 - 03 и абзаца 6 пункта 3.9 раздела 3 Порядка от 22 апреля 2020 г. N 174-П, а именно, среднедушевой доход семьи выше прожиточного минимума в Астраханской области.
Так, среднедушевой доход семьи составил 11 405, 13 руб. за период 1 августа 2019 г. - 31 июля 2020 г, а прожиточный минимум за 2 квартал 2020 года составил 10 845 руб.
При этом органом социальной защиты расчет среднедушевого дохода Нугмановой Г.К. произведен с учетом сведений доходов семьи, представленных МИФНС России.
Разрешая исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что подотчетные суммы в виде командировочных расходов, получаемые ее супругом Сибегатовым Н.У. для исполнения должностных обязанностей по месту работы в ООО "Ремстрой К", не являющиеся доходом и не облагаемые налогами неправомерно учтены ответчиком при исчислении размера среднедушевого дохода, учитываемого при решении вопроса о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, поскольку это противоречит требованиям Федерального закона Российской Федерации от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции указанные выводы находит законными и обоснованными, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 г. ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт "а" пункта 3 данного Указа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - постановление N 384).
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 10 марта 2021 г. N 140 "О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в 2021 году гражданам, которым назначена ежемесячная выплата, производится перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты (пункт 2(1) постановления N 384).
Заявление подается в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (пункт 10 постановления N 384).
Согласно пункту 19 постановления N 384, в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.
Согласно пунктам 21, 22 постановления N 384 (в редакции от 29 апреля 2020 г, действовавшей на момент обращения истца), при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме: а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия.
При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения; б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления; в) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям; г) алименты; д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании; е) ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ж) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной
деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии); з) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей; и) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами; к) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях; л) доходы от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики; м) доходы от продажи, аренды имущества; н) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 22 постановления N 384).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", на территории Астраханской области постановлением Правительства Астраханской области от 22 апреля 2020 г. N 174-П "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно" утвержден Порядок и условия предоставления ежемесячной выплаты на детей в возрасте с трех до семи лет.
Согласно пункту 1.1 раздела 1 настоящий Порядок и условия предоставления, а также размер ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Порядок) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" устанавливает процедуру назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее соответственно - ребенок, ежемесячная выплата) в семье, размер среднедушевого дохода которой не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Астраханской области на дату обращения за ее назначением.
Пунктами 1.3, 1.4. Порядка установлено, что ежемесячная выплата предоставляется при условии, что ребенок является гражданином Российской Федерации и не находится на полном государственном обеспечении, за исключением по адаптированным основным общеобразовательным программам. Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей (законный представитель) ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и совместно проживающий с ребенком на территории Астраханской области (далее - заявитель).
Пунктом 3.8 Порядка предусмотрено, что ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г, до дня достижения ребенком возраста 8 лет.
Ежемесячная выплата назначается на двенадцать месяцев со дня обращения за ее назначением.
Согласно пункту 3.13. Порядка основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является, в том числе, несоответствие семьи условиям, предусмотренным пунктом 1.1 раздела 1 настоящего Порядка.
В соответствии с указанным Порядком назначение ежемесячной выплаты осуществляют подведомственные министерству социального развития и труда Астраханской области (далее - министерство) государственные казенные учреждения Астраханской области - центры социальной поддержки населения муниципальных районов, центры социальной поддержки населения районов города Астрахани, центр социальной поддержки населения закрытого административно- территориального образования Знаменск (далее - учреждения) (п. 1.6.).
Пунктом 2.4. Порядка установлено, что среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов заявителя, членов семьи заявителя за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах заявителя, членов семьи заявителя за период менее чем 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления, путем деления одной двенадцатой суммы доходов заявителя, членов семьи заявителя за расчетный период на число лиц, учитываемых в составе семьи в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 настоящего раздела.
Постановлением Правительства Астраханской области от 29 июля 2019 г. N274-П "О величине прожиточного минимума за II квартал 2019 года" за II квартал 2019 года величина прожиточного минимума на душу населения установлена в размере 10 571 руб, для трудоспособного населения величина прожиточного минимума установлена в размере 11 067 руб, для пенсионеров - 8 855 руб, для детей - 10 256 руб.
Постановлением Правительства Астраханской области от 29 июля 2020 г. N329-П "О величине прожиточного минимума за II квартал 2020 г." за II квартал 2020 года величина прожиточного минимума на душу населения установлена в размере 10 845 руб, для трудоспособного населения величина прожиточного минимума установлена в размере 11 336 руб, для пенсионеров - 9 021 руб, для детей - 11 722 руб.
Пунктом 3.6. Порядка установлено, что Учреждение в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, направляет в уполномоченные органы государственной власти и иные организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы (сведения), межведомственные запросы о представлении документов (сведений), предусмотренных перечнем документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной выплаты, согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
Судом первой инстанции установлено, что согласно требованиям Порядка ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Красноярского района" были направлены запросы для получения сведений, необходимых для назначения ежемесячной выплаты.
На основании сведений, представленных МИФНС России, ответчиком был рассчитан среднедушевой доход семьи Нугмановой Г.К, который составил 11 405, 13 руб, что выше прожиточного минимума в Астраханской области за 2 квартал 2020 года, составляющий 10 845 руб.
Обращаясь с настоящим исковым заявлением, истец Нугманова Г.К. указала, что при подсчете дохода ее семьи ответчиком незаконно учитывались подотчетные суммы в виде командировочных расходов, полученные ее супругом для исполнения должностных обязанностей, не являющиеся доходом и не облагаемые налогами, тогда как должен учитываться только доход, полученный в ООО "РЕМСТРОИ К", указанный в справках 2-НДФЛ, с чем правомерно согласился суд первой инстанции.
Приказом ФНС России от 10 сентября 2015 г. N ММВ-7-11/387@ утверждены коды видов доходов налогоплательщика и коды видов вычетов налогоплательщика.
Согласно данному Приказу у вознаграждения, получаемого налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей; денежного содержания, денежного довольствия, не подпадающего под действие пункта 29 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации и иных налогооблагаемых выплат военнослужащим и приравненным к ним категориям физических лиц (кроме выплат по договорам гражданско - правового характера) код дохода - 2000.
Как следует из Письма ФНС России от 11 апреля 2016 г. N БС-4-11/6236 документом, подтверждающим доходы физического лица по операциям с ценными бумагами, могут быть сведения о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ.
В справках о доходах и суммах налога физического лица Сибегатова Н.У. за 2018 год, 2019 год, 2020 год, представленных Нугмановой Г.К, указаны коды дохода 2000.
Таким образом, при подсчете доходов семьи истца должны учитываться доходы, отраженные в справках о доходах и суммах налога физического лица Нугмановой Г.К. и ее супруга Сибегатова Н.У. с кодом 2000.
Согласно сведениям, представленным директором ООО "Ремстрой К" сумма командировочных выплат Сибегатову Н.У. за 2018 год составила 131 600 руб, за 2019 год - 214 900 руб, за 2020 год - 214 900 руб.
Из представленных в материалы дела справок 2-НДФЛ Сибегатова Н.У. за 2018, 2019, 2020 годы также следует, что данные доходы получены с кодом 2000 (Приказ ФНС России от 10 сентября 2015 г. N ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов").
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал в решении суда о том, что сумма среднедушевого фактического дохода семьи Нугмановой Г.К, исходя из заработной платы супругов и ежемесячного пособия на детей с учетом ее уменьшения на сумму командировочных выплат, за период с 1 ноября 2018 г. по 31 октября 2019 г. составляет в размере 9 080, 52 руб, что не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации за II квартал года, предшествующего году обращения -10 571 руб, и свидетельствует о незаконности отказа ответчиком в установлении истцу выплаты на ребенка, с чем соглашается судебная коллегия.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика по делу, противоречат материалам дела и судебным актам, основаны на ошибочном толковании правовых норм, являлись предметом обсуждения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не находит.
Приведенные в кассационной жалобе доводы выводов судов не опровергают, по своей сути, сводятся к несогласию заявителя с оценкой представленных доказательств и с постановленными судебными актами.
Указанные доводы кассационной жалобы основанием к отмене судебных постановлений служить не могут, поскольку применительно к положениям статей 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанции или были ими опровергнуты.
При таких обстоятельствах судебная коллегия оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красноярского районного суда Астраханской области от 8 ноября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 19 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Красноярского района" - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Н.В. Бетрозова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.