Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Руденко Ф.Г., судей Губаревой С.А., Якубовской Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.А. к Государственному учреждению - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области N 2 о признании незаконным решения об отказе в перерасчете фиксированной выплаты страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить период работы в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 22.07.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 22.09.2021.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
П.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области N 2 (далее - ГУ Центр ПФ РФ в Астраханской области N 2) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете фиксированной выплаты страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить период работы в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 22.07.2020 исковые требования П.А. удовлетворены частично. Решение Управления Пенсионного фонда в Наримановском районе г. Астрахани об отказе в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости признано незаконным в части отказа во включении П.А. в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, период работы и членства в колхозе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На ответчика возложена обязанность включить П.А. в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, вышеуказанные периоды работы и членства в колхозе и установить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено в части признания решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области N-К от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости незаконным в части отказа во включении П.А. в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, период членства и работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в рыболовецком колхозе "Волга" Наримановского района Астраханской области и возложении обязанности на ГУ Центр ПФ РФ в Астраханской области N 2 включить П.А. в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, период членства и работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в рыболовецком колхозе "Волга" Наримановского района Астраханской области и в отмененной части по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований в данной части отказано.
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области (далее - ГУ ОПФ РФ по Астраханской области) просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в части удовлетворенных исковых требований и в отмененной части направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, П.А. является получателем страховой пенсии по старости, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный орган с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ввиду наличия тридцатилетнего стажа работы в сельском хозяйстве.
В ответ на заявление истца УПФР в Наримановском районе от ДД.ММ.ГГГГ П.А. отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы 30 календарных лет в сельском хозяйстве. На момент обращения в пенсионный орган данный стаж составил 19 лет 7 месяцев 16 дней. В сельский стаж не включен период работы в рыболовецком колхозе "Волга" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как основным видом деятельности колхоза "Волга" являлась рыбная ловля, а профессия рыбак и механик мотобаркаса не поименованы соответствующим Списком.
Не согласившись с данным отказом П.А, обратился в суд с исковым заявлением.
Судом первой инстанции также установлено, что выполняемая истцом работа в должностях механика мотобаркаса и рыбака, с учетом характера и специфики осуществляемой деятельности, выполняемых функциональных обязанностей, связана с сельскохозяйственной деятельностью в колхозе, и послужило основанием для включения спорных периодов работы П.А. в стаж работы в сельском хозяйстве.
Судами также установлено, что из трудовой книжки колхозника N на имя П.А. следует, что он с 1970 года является членом колхоза "Волга", где до ДД.ММ.ГГГГ проходила его трудовая деятельность в должностях: с 1970 года по 1974 год - рыбака; 1975 год - механика-рыбака; с 1976 года по 1984 год - механика; 1985 год - тракториста, механика; с 1986 года по 2000 год - механика; с 2002 года по 2003 год - механика; с 2004 года по дату увольнения ДД.ММ.ГГГГ - рыбака.
Согласно выписке из реестра юридических лиц в отношении Рыболовецкого колхоза "Волга", в сведениях об основном виде деятельности указано "Рыболовство", в сведениях о дополнительных видах деятельности - "01.12.1. Овощеводство", "01.21. Разведение крупного рогатого скота", "01.22.1. Разведение овец и коз", "01.23. Разведение свиней", "01.25. Разведение прочих животных", "Рыбоводство", "Воспроизводство рыбы и рыбных биоресурсов".
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении спора установлено, что из трудовой книжки колхозника П.А. следует, что в 2000 году в колхозе "Волга" им отработано 50 человеко-дней за год, при установленном минимуме 270 человеко-дней, за 2001 год сведения о работе в колхозе отсутствуют.
По сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица П.А. установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец в колхозе "Волга" не работал, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность в ООО ПКФ "Рыбак" и в ООО "Астраханьрыбагрогаз", деятельность которых не связана с сельским хозяйством (овощеводством, животноводством, рыбоводством).
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора пришел к верному выводу о том, что с учетом включенных ответчиком и судом первой инстанции периодов у П.А. имеется необходимый стаж для перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащими применению нормам материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлен Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ч. 14 ст. 17 названного Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
На основании ч. 16 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством РФ.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с указанными Правилами в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (подпункт "а" пункта 3).
В соответствии с п. 6 Правил при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений ч.ч. 14 и 15 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений ч.ч. 14 и 15 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (ст. 66 ТК РФ).
При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
В соответствии с пунктом 6 названного Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий"; об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что документы о заработке выдаются на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и иных документов о выплаченной заработной плате предприятием, учреждением или организацией, в которой работал гражданин, так как исчисление пенсии производится на основании документов, содержащих сведения о фактическом заработке гражданина.
С 01.01.2019 обновлен перечень производств, профессий сельского хозяйства для установления повышенного размера пенсии
Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N1440 поименованы виды работ (деятельность) в сельском хозяйстве - в разделах 1. "Растениеводство", 2. "Животноводство", 3. "Рыбоводство", наряду с другими должностями, указаны: рабочие всех наименований, член колхоза (колхозник, рядовой колхозник).
Согласно разделу 1 вышеуказанного Списка, повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" устанавливается, если работа (деятельность) осуществлялась в области растениеводства/ животноводства/рыбоводства в колхозах, совхозах, крестьянско-фермерских хозяйствах, сельскохозяйственных кооперативах, артелях и в других организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процес-суального права, которые в силу ст. 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 22.07.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 22.09.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.