Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Руденко Ф.Г., судей Губаревой С.А., Якубовской Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.А. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ростовской области" о признании права на социальные гарантии и льготы по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ростовской области" на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21.07.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 07.10.2021.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
С.А. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ростовской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области") о признании права на социальные гарантии и льготы.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21.07.2021 исковые требования ФИО7 удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 07.10.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора неверно применены нормы законодательства о статусе военнослужащих и о мерах социальной поддержки данной категории граждан.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С.А. проходил военную службу в Вооружённых Силах Российской Федерации.
Приказом Командующего войсками Южного военного округа N от ДД.ММ.ГГГГ С.А. уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья (п.п. "б" п.3 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Согласно расчету, выслуга лет военнослужащего С.А. на ДД.ММ.ГГГГ составила в льготном исчислении 19 лет 10 месяцев 19 дней.
При расчёте выслуги лет С.А. в срок военной службы были включены в том числе периоды обучения в высшем учебном заведении.
Согласно пенсионному удостоверению за С.А. как военным пенсионером сохранено право на обеспечение медицинской помощью в военно-медицинских учреждениях и право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях и домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ С.А. является получателем пенсии за выслугу лет на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы и их семей" (название закона приведено в редакции, действовавшей на момент назначения С.А. пенсии), в подтверждение чего С.А. выдано соответствующее удостоверение, с указанием выслуги лет 21 год.
Письмом N ЦСО-500 от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" уведомило С.А. об отсутствии права на получение социальных льгот, предусмотренных п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (оказание медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях, санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях и домах отдыха Министерства обороны Российской Федерации), поскольку эти социальные льготы предоставляются военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых, составляет 20 и более лет, а с учётом произведённого перерасчёта продолжительность военной службы С.А. составила менее 20 лет - 18 лет 8 месяцев 20 дней.
Не согласившись с данным отказом ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" С.А. обратился в суд с иском.
Судами установлено, что С.А. уволен с военной службы по состоянию здоровья с выслугой лет в льготном исчислении 21 год, что давало ему право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1993 N 4468-I, социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в том числе право на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортных организациях Министерства обороны России.
Расчет выслуги лет С.А. для назначения пенсии утвержден в установленном законом порядке и ему назначена пенсия с ДД.ММ.ГГГГ.
После увольнения с военной службы С.А. и члену его семьи (супруге) ежегодно с 2013 года предоставлялись социальные гарантии и льготы, что не отрицалось стороной ответчика в суде первой инстанции, то есть истцом реализовывалось право на лечение, в том числе санаторно-курортное лечение, гарантированное военнослужащим, уволенным с военной службы, и членам их семьи Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" по соответствующим основаниям.
Факт перерасчета выслуги лет подтвержден письмом ответчика от 20.05.2021, согласно которому продолжительность военной службы С.А. составила в льготном исчислении - 18 лет 8 месяцев 20 дней. Перерасчет выслуги лет привел к отказу в предоставлении льгот, предус-мотренных п.2-4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора пришел к верному выводу о том, что при решении вопроса об увольнении истца с военной службы по состоянию здоровья на основании документов, представленных командиром войсковой части, в которой С.А. проходил военную службу, был произведен расчет выслуги лет. Установив, что продолжительность выслуги лет составляет более 20 лет, истцу выдано удостоверение, гарантирующее право на получение соответствующих мер социальной поддержки. Данных, свидетельствующих о том, что со стороны С.А. имели место виновные действия, приведшие к неправильному расчету его выслуги лет, не имеется, сведения о таких действиях ответчиком также не представлены и судом не установлены.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащими применению нормам материального права.
В соответствии со статьей 7 Конституции РФ: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Согласно п. 1 ст.3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ для военнослужащих Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
К мерам социальной поддержки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей согласно нормативным положениям Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ относятся, в том числе социальные гарантии, связанные с реализацией их права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Так, Согласно абзацу первому п. 2 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путёвки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Стоимость путёвки устанавливается указанными федеральными орга-нами исполнительной власти и федеральными государственными органами.
Указанным военнослужащим и членам их семей (за исключением членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 года) при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путёвки (абзац первый пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ).
Абзацем первым п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ предусмотрено, что права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 статьи 16, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым пункта 4 этой статьи.
Исходя из приведенных нормативных положений меры социальной поддержки (социальные гарантии и компенсации) военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей установлены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в числе этих мер санаторно-курортное лечение в санаторно-курортных организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная служба. При этом законом определены различные условия предоставления данной меры социальной поддержки в зависимости от оснований увольнения военнослужащего с военной службы и ее продолжительности. В частности, право на санаторно-курортное лечение предоставлено только офицерам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, и членам их семей.
Согласно п. 7 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237, общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении. В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 14 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения.
В числе основных задач Министерства обороны РФ обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооружённых Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 9 пункта 3 Положения о Министерстве обороны РФ, утверждённого Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации").
Министерство обороны РФ реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооружённых Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 43 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ), организует пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 44 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ).
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процес-суального права, которые в силу ст. 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21.07.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 07.10.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ростовской области" - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.