Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Губаревой С.А, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.З. к Муниципальному казенному учреждению Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия по кассационной жалобе Л.З. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Л.З. обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя Республики Крым (далее - МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя Республики Крым) о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 24.03.2021 исковые требования Л.З. удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 12.10.2021 решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Л.З. просит об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование жалобы указано, что судом апелляционной инстанции должным образом не были исследованы материалы дела, суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судом апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта неверно применены нормы законодательства об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Крым, также судом необоснованное не учтено получение истцом гражданства Российской Федерации в 2018 году, что по его мнению свидетельствует о наличии права на получение дополнительных мер социальной поддержки.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, с ДД.ММ.ГГГГ Л.З. поставлен на учет в Государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым и ему установлена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
ДД.ММ.ГГГГ Л.З. получил гражданство Российской Федерации.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25.03.1974 Л.З. награжден орденом Трудового Красного Знамени N.
ДД.ММ.ГГГГ Л.З. обратился в МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя Республики Крым с заявлением о предоставлении дополнительного ежемесячного материального обеспечения как лицу, награжденному государственными премиями Украины, бывших Союза ССР и Украинской ССР, одним из орденов Украины или бывшего Союза ССР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Украинской ССР, в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗРК/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым".
Решением МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя Республики Крым от 15.07.2020 Л.З. отказано в предоставлении дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 36-ЗРК/2014 в связи с отсутствием факта постоянного проживания на территории Автономной Республики Крым на день принятия в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя на ДД.ММ.ГГГГ. Решение ответчика оформлено протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с данным решением ответчика Л.З. обратился в суд.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора пришел к верному выводу о том, что определяющим фактором для применения Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 36-ЗРК/2014 является проживание лица на территории Республики Крым Республики Крым и города федерального значения г. Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, на 31 декабря 2014 года. Разделительный союз, использованный законодателем при перечислении граждан, признанных гражданами РФ и приобретших гражданство Российской Федерации не меняет смысл и суть правоотношений, урегулированных данным законом, и не влияет на расширение действия Закона по кругу лиц. Проживание Л.З. на территории Республики Крым или города Федерального значения Севастополя на 18 марта 2014 года предметом спора не является, доказательств проживания истца на указанную дату суду не предоставлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 36-ЗРК/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым", настоящий Закон Республики Крым (далее - Закон) определяет особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в случае если такие меры социальной защиты (поддержки) отсутствовали на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов в законодательстве Российской Федерации или их величина превышала установленный в Российской Федерации уровень мер социальной защиты (поддержки).
Круг лиц, на которых распространяется действие Закона, определен ч. 1 ст. 2 Закона, согласно которой, настоящий Закон распространяется на граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Автономной Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" или приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, а также граждан Российской Федерации, проживавших на указанных территориях на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (далее-граждане), право которых на меры социальной защиты (поддержки) возникло на 31 декабря 2014 года, а статьи 10 и 11 настоящего Закона - на граждан независимо от даты возникновения права на меры социальной защиты (поддержки), установленные указанными статьями настоящего Закона.
В пункте 3 ч. 1 ст. 8 Закона к числу граждан, имеющих право на пенсию за особые заслуги перед Украиной в соответствии с законодательством, действовавшим в Республике Крым до 21 февраля 2014 года, имеющих право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение к получаемым ими пенсиям (пожизненному содержанию судьи), назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года отнесены, в том числе, лица, награжденные одним из орденов Украины или Союза ССР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Украинской ССР или Грамотой Президиума Верховного Совета Украинской ССР.
Меры социальной защиты (поддержки), предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Республики Крым. Порядок предоставления финансового обеспечения мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных настоящим Законом, устанавливается Советом министров Республики Крым.
Таким образом, из системного толкования норм Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 36-ЗРК/2014 "Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым" следует, что его действие распространяется лишь на граждан, проживавших на территориях Республики Крым и города федерального значения г. Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, право которых на меры социальной защиты (поддержки) возникло на 31 декабря 2014 года. Целью дополнительного правового регулирования данных правоотношений явилось сохранение мер социальной поддержки граждан, проживавших в Республики Крым до момента принятия Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации, в том объеме, который они имели до 18.04.2014.
Также ч. 1 ст. 2 Закона содержит перечень категорий граждан, проживавших на юридически значимую дату на территориях Республики Крым и города федерального значения г. Севастополя, к которым относятся граждане Украины, лица без гражданства и граждане Российской Федерации с указанием оснований приобретения гражданства.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом, и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшегося по делу правильного судебного акта суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 12.10.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Л.З. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.