Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу Хоммера Дениса Олеговича на вступившие в законную силу постановление судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 16 ноября 2021г, решение судьи Иркутского областного суда от 02 февраля 2022г, вынесенные в отношении Хоммера Д.О., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 16 ноября 2021г, оставленным без изменения решением судьи Иркутского областного суда от 02 февраля 2022г, Хоммер Д.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст.20.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде обязательных работ на срок 20 часов.
В жалобе Хоммер Д.О. просит об отмене постановления и решения, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что 31.01.2021г Хоммер Д.О, являясь активным участником публичных мероприятий в форме митинга с 12, 00 часов до 13, 10 часов по местному времени на улице "данные изъяты" в виде шествия с 13.10 часов до 13.35 часов по местному времени от улицы "данные изъяты" в форме митинга, в которых приняло участие около 200 человек, проведение которых не было согласовано с органами исполнительной власти г. Иркутска, не выполнил законное требование начальника полиции МУ МВД России "Иркутское" полковника полиции ФИО5 о прекращении проведения и участия в несогласованных публичных мероприятиях.
Изложенное явилось основанием для привлечения Хоммера Д.О. к административной ответственности по ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом по делу об административном правонарушении, рапортом об обнаружении признаков административного правонарушения, рапортом о доставлении лица, видеозаписью, актом осмотра диска, фотоматериалом и иными доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Положения указанной нормы имеют бланкетный характер и применяются с учетом законодательных актов, регулирующих правила организации и проведения публичных мероприятий, нарушение которых и образует объективную сторону соответствующего административного правонарушения.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Статьей 3 Закона N 54-ФЗ установлено, что проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, названного закона, иных законодательных актов Российской Федерации и добровольности участия в публичном мероприятии.
Исходя из положений статьи 4 Закона N 54-ФЗ в рамках организации публичного мероприятия предусмотрен ряд процедур, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности, в том числе к ним относится подача в исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия уведомления о проведении публичного мероприятия (п.1 ч.4 ст.5, ч.1 ст. 7).
Согласно части 1 статьи 6 Закона N 54-ФЗ, участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 года N 1618-О, от 24 октября 2013 года N 1619-О, Закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). В силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Участник публичного мероприятия обязан выполнять установленные частью 3 статьи 6 названного Закона обязанности.
В соответствии с частью 2.1 статьи 8 Закона N 54-ФЗ, после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Судебными инстанциями установлено, что Хоммер Д.О. допустил нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004г N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Вывод о наличии в действиях Хоммера Д.О. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах.
Доводы жалобы о том, что вина Хоммера Д.О. не была установлена, суды не учли, что сотрудниками полиции был перекрыт выход с улицы Урицкого г. Иркутска, в связи с чем Хоммер Д.О. вынужден был оставаться в толпе среди митингующих, опровергаются исследованными судами доказательствами, (в том числе видеозаписью), которые подтверждают факт участия Хоммера Д.О. в несанкционированном митинге, при обстоятельствах, указанных в протоколе по делу об административном правонарушении.
Доводы настоящей жалобы основаны на субъективном изложении событий, имевших место 31.01.2021г, сводятся к переоценке доказательств, получивших оценку в установленном порядке, не влияют на выводы судебных инстанций и не влекут отмену принятых по делу решений.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения Хоммера Д.О. к административной ответственности соблюдены.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену состоявшихся по делу актов, при производстве по делу не допущено.
Административное наказание назначено в пределах, предусмотренных санкцией части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом конкретных обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты, вынесенные в отношении привлекаемого к административной ответственности по данному делу лица, отмене и изменению не подлежат.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 16 ноября 2021г, решение судьи Иркутского областного суда от 02 февраля 2022г, вынесенные в отношении Хоммера Д.О, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу Хоммера Д.О. - без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.