Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу Главы администрации Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края Гаврилова С.А. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Енисейского управления Ростехнадзора от 25 июня 2021 г., решение судьи Дзержинского районного суда Красноярского края от 14 сентября 2021 г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 27 октября 2021 г., вынесенные в отношении администрации Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Енисейского управления Ростехнадзора от 25 июня 2021 г, оставленным без изменения решениями судей Дзержинского районного суда Красноярского края от 14 сентября 2021 г. и Красноярского краевого суда от 27 октября 2021 г, администрация Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе Глава администрации Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края Гаврилов С.А. просит состоявшиеся по делу акты отменить, считая их незаконными, ссылаясь на то, что администрация не является надлежащим субъектом вмененного правонарушения; постановление должностным лицом вынесено необоснованно; в материалах дела имеются неустранимые противоречия.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 9.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Эксплуатация гидротехнического сооружения, нарушение обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений, невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения, являются нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений").
Как следует из материалов дела, 26 марта 2021 г..государственным инспектором Енисейского управления Ростехнадзора проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица - администрации Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края. В ходе проведения проверки были выявлены нарушения в части безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения - ГТС плотина на р. Усолка с. Курай ул.
Набережная 11 А Дзержинского района Красноярского края, а именно: не проводится контроль за показателями состояния ГТС; не осуществляются мероприятия по разработке критериев безопасности ГТС; не осуществляются мероприятия по уточнению критериев безопасности ГТС; не осуществляется ежегодная индексация, с учетом уровня инфляции, величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; ГТС эксплуатируется без разработанных согласно "Требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)", утвержденных приказом Ростехнадзора от 02 октября 2015 г..N 395 и согласованных с Ростехнадзором правил эксплуатации ГТС; квалификация работников не соответствует обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ; невыполнение требований по представлению декларации безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора; не определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; отсутствует финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии ГТС; не проведено обследование ГТС, предшествующее разработке декларации безопасности ГТС (обследование ГТС проводиться в течении календарного года до представления Декларации на экспертизу); акт обследования ГТС, предшествующий разработке декларации безопасности ГТС, не соответствует типовой форме акта преддекларационного обследования ГТС (за исключением судоходных и портовых ГТС); не внесены (обновлены) сведения о ГТС в Российском регистре ГТС; ГТС эксплуатируется без разрешения на эксплуатацию; не представлены протоколы аттестационной комиссии, подтверждающие прохождение первичной аттестации в
области безопасной эксплуатации ГТС; не представлены протоколы аттестационной комиссии, подтверждающие прохождение периодической аттестации в области безопасной эксплуатации ГТС; заблаговременно не проведен комплекс мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС, не созданы материальные резервы (отсутствует аварийный запас материалов), предназначенные для ликвидации аварии ГТС.
Факт совершения администрацией Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ, подтверждается: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, распоряжением о проведении проверки, техническим паспортом сооружения, актом обследования и другими материалами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение требований к обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательства, свидетельствующие о том, что у администрации Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края отсутствовала возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в материалах дела отсутствуют, автором жалобы не представлены.
Доводы жалобы о том, что администрация не является надлежащим субъектом вмененного ей правонарушения, являются несостоятельными, поскольку администрация Курайского сельсовета является собственником плотины на р. Усолка с. Курай, следовательно, в силу положений ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", была обязана обеспечить соблюдение обязательных требований, в частности требований к обеспечению безопасности, при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.
Доказательства, свидетельствующие о том, что указанное гидротехническое сооружение находится в собственности или эксплуатации иных лиц, на которых в соответствии с приведенными выше требованиями, возложена обязанность по обеспечению соблюдения требований безопасности, в материалах дела отсутствуют, автором жалобы не представлены.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям, установленным ст. 28.2 КоАП РФ, каких-либо противоречий не содержит, в нем указаны дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение и иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в действиях администрации Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 9.2 КоАП РФ.
Вынесенные постановления являются мотивированными и соответствуют требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном ст. ст. 30.6, 30.9 КоАП РФ соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Енисейского управления Ростехналзора от 25 июня 2021 г, решение судьи Дзержинского районного суда Красноярского края от 14 сентября 2021 г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 27 октября 2021 г, вынесенные в отношении администрации Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Главы администрации Курайского сельсовета Дзержинского района Красноярского края Гаврилова С.А. - без удовлетворения.
Судья: А.А. Галлингер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.