Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу директора ООО "Турочакский сельскохозяйственный перерабатывающий комплекс" ФИО4. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора по Республике Алтай Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай от 12 февраля 2019г, решение судьи Турочакского районного суда Республики Алтай от 25 апреля 2019г, вынесенные в отношении ООО "Турочакский сельскохозяйственный перерабатывающий комплекс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора по Республике Алтай Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай от 12 февраля 2019г, оставленным без изменения решением судьи Турочакского районного суда Республики Алтай от 25 апреля 2019г, ООО " Турочакский сельскохозяйственный перерабатывающий комплекс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 450 000 рублей.
В жалобе директор ООО "Турочакский сельскохозяйственный перерабатывающий комплекс" ФИО5. просит снизить назначенное наказание до 150 000 рублей.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует и установлено должностным лицом, и судом, что на основании решения о проведении проверки соблюдения ООО "Турочакский СПК" законодательства об охране природы и природопользования, выявлен факт невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, по предотвращению процессов ухудшающих качественное состояние земель, выразившееся в не проведении мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями и деревьями и размещением на земельном участке отходов. Установлено, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты"м. покрыт травяной, древесно-кустарниковой и древесной растительностью: береза, пихта, сосна, ель, многолетние сорные травяные растения. При этом, на площади 151678 кв.м. проведена выборочная рубка деревьев породы сосна. Указанная площадь земельного участка захламлена порубочными остатками в виде сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, обрези, стволов деревьев, прочих древесных отходов, тары полиэтиленовой, загрязненной нефтепродуктами. Работы по выкорчевке пней не осуществлялась. В отдельных местах порубочные остатки собраны в кучи. Присутствуют следы проезда спецтехники и трелевки древесины. Размещенные отходы относятся к 5 классу опасности, тара полиэтиленовая, загрязненная нефтепродуктами относится к 4 классу опасности. Имеются признаки присутствия прошлогодней травяной растительности вегетационного периода 2017 года, которая является сухостоем высотой до 1, 5 метров. Осмотром зафиксировано, что указанный земельный участок в целях сельскохозяйственного производства не использовался, отсутствуют признаки посевов сельскохозяйственных культур, обработки почвы, проведения агротехнических и фитосанитарных мероприятий по борьбе с сорной растительностью (вспашка, культивация и т.д.). На участке отсутствуют следы химической обработки против сорной растительности, также отсутствуют признаки прогона и выпаса скота.
По составу произрастающих растений и состоянию почвенного покрова, земельный участок на момент осмотра не является пашней, сенокосом либо пастбищем, а также не является природным, сеяным, кормовым угодьем.
Изложенное явилось основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом по делу об административном правонарушении, актом проверки от 10.05.2018г, заключением специалиста, с фототаблицей, выпиской из ЕГРН, выпиской из ЕГРЮЛ и иными доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
чсв Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного кодекса.
Факт совершения обществом вмененного правонарушения, заявителем не оспаривается и подтвержден материалами дела, Действия общества, не выполнившего установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, несмотря на имевшуюся возможность для соблюдения законодательства в области природопользования, квалифицированы по части 2 статьи 8.7 названного кодекса в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного кодекса.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе, с учетом тех обстоятельств, что на момент привлечения общества к административной ответственности оно являлось микропредприятием.
Вопреки доводам жалобы, при вынесении постановления должностным лицом о назначении обществу административного наказания, доказательств тяжелого финансового и имущественного положения лицом, привлекаемым к ответственности, представлено не было. Приобщенные к настоящей жалобе налоговые декларации, акт совершения исполнительных действий, справка сбербанка, за иной период, не подтверждают доводов заявителя о том, что на дату привлечения к административной ответственности должностным лицом не были учтены все обстоятельства дела и не свидетельствуют о несоразмерности назначенного 12.02.2019г административного наказания. Более того, при назначении наказания должностным лицом установлено наличие отягчающего обстоятельства в соответствии с п.2 ч.1 ст. 4.3 КоАП РФ. Наличие доводов о том, что общество является микропредприятием, основанием для применения ст. 4.1.1, ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ не являются, поскольку отсутствует совокупность условий, позволяющих снизить либо заменить наказание, предусмотренное санкцией ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление начальника отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора по Республике Алтай Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай от 12 февраля 2019г, решение судьи Турочакского районного суда Республики Алтай от 25 апреля 2019г, вынесенные в отношении ООО "Турочакский сельскохозяйственный перерабатывающий комплекс", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу директора ООО "Турочакский сельскохозяйственный перерабатывающий комплекс" ФИО6 - без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.