Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Лукьяновой Т.Г, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Госмана Владимира Александровича, поданную 26 апреля 2022 г, на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 25 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 9 февраля 2022 г, по административному делу N 2а-4590/2021 по административному исковому заявлению Госмана Владимира Александровича о признании незаконным отказа администрации г. Барнаула в согласовании проекта межевания территории.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Госман В.А. обратился в Центральный районный суд г. Барнаула с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа администрации города Барнаула в согласовании проекта межевания части территории в границах кадастрового квартала N по адресу: "адрес", выраженного в письме от 4 июня 2021 г. N, о возложении рассмотреть вопрос о согласовании проекта межевания части территории в границах кадастрового квартала N по адресу: "адрес".
В обоснование требований указано, что, Госману В.А. принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью 869 кв.м, отнесенный к категории земель населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. В целях реализации прав на перераспределение земельного участка с землями, государственная собственность на которые не разграничена, ДД.ММ.ГГГГ Госман В.А обратился с заявлением в Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула о предоставлении разрешения подготовить проект межевания территории за свой счет.
По результатам рассмотрения заявления вынесено постановление администрации города Барнаула N от 19 ноября 2020 г. "О подготовке проекта межевания части территории в границах кадастрового квартала N по адресу: "адрес"".
По договору подряда на выполнение кадастровых работ и оказание услуг N- N от 24 ноября 2020 г. по заданию Госмана В.А. и за его счет ООО "Алтай-Кадастр" разработан проект межевания части территорий в границах кадастрового квартала N
15 января 2021 г. проект сдан в Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула на проверку. 9 февраля 2021 г. администрацией г. Барнаула проект межевания отправлен на доработку.
16 марта 2021 г. исправленный проект межевания сдан в Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула на проверку.
15 апреля 2021 г. администрацией г. Барнаула письмом исх. N/ N отклонен в согласовании проект межевания.
17 мая 2021 г. доработанный и исправленный проект межевания сдан на проверку в Комитет по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула.
4 июня 2021 г. администрация города Барнаула письмом исх. N/ N отклонила от согласования представленный проект в связи с наличием оснований, предусмотренных пунктом 13 статьи 38 Правил землепользования и застройки городского округа города Барнаула Алтайского края, утвержденных Барнаульской городской Думой от 2 декабря 2019 г. N.
Отказывая в согласовании проекта межевания, администрация города Барнаула рекомендовала уточнить месторасположение красной линии с юго-восточной стороны (красная линия установлена по границе земельного участка с кадастровым номером N); по результатам проверки проекта межевания Комитетом по земельным ресурсам г. Барнаула дано заключение: в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N элементы вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы отсутствуют, в связи с чем отсутствуют основания для перераспределения указанных земельных участков; образование земельного участка нарушает требования пунктом 6 статьи 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации; часть образуемого участка ЗУ2 составляет 0, 0444 га, что является препятствием для вовлечения ее в оборот в связи с несоответствием минимальному размеру площади земельного участка. Полагает, что отказ в отклонении от согласования проекта межевания, выраженный в письме администрации г. Барнаула от 4 июня 2021 г. исх. N N/ N является незаконным.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 25 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 9 февраля 2022 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Госман В.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права, просит принять новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что для проекта межевания с целью определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков не предусмотрено в обязательном порядке отображение всех актуальных красных линий, тем более не относящимся к образуемым или изменяемым земельным участкам. Полагает необоснованным вывод суда о правомерности отказа на том основании, что образование земельного участка ЗУ2 нарушает требования пункта 6 статьи 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации, поскольку земельный участок ЗУ2, площадью 0, 0444 га, образован из земельного участка, с кадастровым номером N, границы которого установлены и внесены в ЕГРН, с видом разрешенного использования "Земельные участки (территории) общего пользования (код-12.0)". Полагает, что указание на вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосицы не является основанием для отказа в согласовании и перераспределения указанных земельных участков. Настаивает, что отклонение проекта по незаконным и надуманным основаниям препятствует к осуществлению его прав.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных администрацией г. Барнаула, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Госман В.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью 869 кв.м, отнесенного к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
28 октября 2020 г. в Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула поступило предложение Госмана В.А. о подготовке проекта межевания части территории в границах кадастрового квартала N по адресу: "адрес" в целях перераспределения земель.
19 ноября 2020 г. администрацией города Барнаула принято постановление N 1872 "О подготовке проекта межевания части территории в границах кадастрового квартала N в отношении земельного участка по адресу: "адрес"".
15 января 2021 г, 16 марта 2021 г. проект межевания территории поступал в Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула для проверки, письмами администрации города Барнаула от 9 февраля 2021 г, 14 апреля 2021 г. согласование проекта отклонялось.
17 мая 2021 г. проект межевания территории поступил в Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула для проверки.
Согласно представленному Госманом В.А. проекту межевания части территории в границах кадастрового квартала N по адресу: "адрес" в "адрес" N- N, подготовленному ООО "Алтай-Кадастр", в результате перераспределения земель происходит изменение границ исходного земельного участка с кадастровым номером N с увеличением площади на 370 кв.м. за счет присоединяемой части земельного участка с кадастровым номером N находящегося в государственной собственности, образуется три земельных участка: ЗУ1 с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства площадью 1 239 кв.м, ЗУ2 площадью 444 кв.м. и ЗУЗ площадью 877 кв.м. с разрешенным использованием - земельные участки (территории) общего пользования.
По результатам рассмотрения Администрация г. Барнаула проект межевания был отклонен и направлен на доработку на основании пункта 13 статьи 38 Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 2 декабря 2019 г. N 447, о чем направлен ответ от 4 июня 2022 г. N. Согласно ответу заявителю рекомендовано уточнить расположение красной линии с юго-восточной стороны (красная линия установлена по границе земельного участка с кадастровым номером N). Указано, что результатам проверки проекта межевания Комитетом по земельным ресурсам г. Барнаула дано заключение, из которого следует, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N элементы вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы отсутствуют, в связи с чем отсутствуют основания для перераспределения указанных земельных участков; образование земельного участка нарушает требования пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации; часть образуемого участка ЗУ 2 составляет 0, 0444 га, что является препятствием для вовлечения в оборот в связи с несоответствием минимальному размеру площади земельного участка.
Подпунктом 6 пункта 13 статьи 38 Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 г. N 447, установлены основания для отклонения документации по планировке, согласно которым отклонение допускается в случае несоответствия документам территориального планирования.
Постановлением администрации города Барнаула от 25 ноября 2020 г. N 1900 утвержден Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, внесения изменений в такую документацию, отмены документации или ее отдельных частей, признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению, согласно которому (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения) подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с требованиями части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 3.4); основаниями для отклонения документации по планировке территории и направлении ее на доработку являются: несоответствие такой документации требованиям, установленным частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 4.3).
Случаи и основания перераспределения земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлены статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В силу пункта 3 указанной статьи перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется, в том числе, для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
На чертежах межевания территории отображаются в соответствии с частью 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации: границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры (пункт 1); красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории (пункт 2).
Разрешая заявленные требования, руководствуясь указанными нормами материального права, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворения требований, исходя из того, что указанные администрацией г. Барнаула в оспариваемом решении недостатки межевого плана являются устранимыми, административному истцу предложено доработать представленный проект, основания для отклонения проекта и направления его на доработку соответствуют требованиями законодательства, регулирующего вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории, прав административного истца не нарушает.
Судебная коллегия, проверяя законность решения в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов по существу правильными. Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку выводов судов не опровергают, нарушение норм права не подтверждают.
Из приведенных выше норм следует, что при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.
Требования к образуемым и изменяемым земельным участкам установлены в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. В части 1 указанной статьи определено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. В пункте 6 указано, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами, подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с документами территориального планирования.
Судами установлено, и не опровергается в кассационной жалобе, что приведенная в проекте представленном межевания части территории красная линия земельного участка с кадастровым номером N является неактуальной, в указанной части проект межевания не соответствует Плану красных линий улично-дорожной сети городского округа, утвержденному в составе проекта планировки улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула Алтайского края, постановлением Администрации г. Барнаула от 6 сентября 2019 г. N, с учетом изменений, внесенных в соответствии с постановлением Администрации г. Барнаула от 31 марта 2020 г. N 478 "Об утверждении проекта по внесению изменений в проект межевания части территории в границах кадастрового квартала N в отношении земельного участка по адресу: "адрес"". Соответственно, являются обоснованными выводы судов о том, что указание в оспариваемом ответе на несоответствие проекта межевания, утвержденной документации по планировке территории является законным и обоснованным, представленный проект межевания был обоснованно отклонен и направлен на доработку.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы о том, что подготовка проекта межевания проводилась с целью определения местоположения границ образуемых и изменяемых участков не могут быть приняты во внимание, поскольку не соответствуют содержанию представленного проекта и цели его подготовки, изложенной в разделе "Общие положения", а также не соответствуют целям обращения административного истца в орган местного самоуправления с предложением о подготовке проекта межевания.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов о правомерности отклонения проекта межевания и наличии оснований для направления его на доработку, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется, кассационная жалоба Госмана В.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 25 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 9 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение составлено 30 июня 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.