Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черемисина Е.В, судей Конаревой И.А, Лукьяновой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края на решение Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 09 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 17 ноября 2021 года
по административному делу N 80RS0002-01-2021-000466-70 (N 2а- 284/2021) по административному исковому заявлению прокурора Могойтуйского района в интересах неопределенного круга лиц, сельского поселения "Ага-Хангил" к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о признании незаконным бездействия по непринятию в государственную собственность объекта электросетевого хозяйства, понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, выслушав объяснения прокурора Кадошникова С.О, полагавшего, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Могойтуйского района Забайкальского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, сельского поселения "Ага-Хангил", обратился с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края по непринятию в государственную собственность Забайкальского края объекта электросетевого хозяйства - воздушной линии ВЛ-0, 4 кВ филдер "Ага-Хангил" (далее также 0 воздушная линия) с возложением обязанности по принятию в государственную собственность указанного объекта электросетевого хозяйства не позднее одного месяца со дня вступления в силу решения суда.
В обоснование заявленных требований указано, что 20 марта 2020 года в Департаменте зарегистрировано обращение главы сельского поселения "Ага-Хангил" с приложенными документами о передаче в государственную собственность края объекта электросетевого хозяйства поселения. Департамент по результатам рассмотрения документов в нарушение сроков, установленных законом, направил в адрес главы поселения ответы о неудовлетворительном состоянии названного объекта электросетевого хозяйства, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении требований законодательства, касающихся принятия в собственность Забайкальского края объектов электросетевого хозяйства, тем самым приводит к ненадлежащему содержанию линий электропередач, создает угрозу жизни и здоровья граждан, неопределенного круга лиц. В бюджете сельского поселения "Ага-Хангил" на 2020-2021 годы отсутствуют денежные средства, достаточные для содержания и ремонта объектов электросетевого хозяйства. Прокуратурой Забайкальского края 25 августа 2020 года внесено представление ответчику об устранении нарушений законодательства о государственной и муниципальной собственности, требования которого фактически не выполнены.
В судебном заседании прокурор Лхасаранова М.Л. заявленные требования поддержала.
Решением Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 09 августа 2021 года административные исковые требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края по непринятию в государственную собственность Забайкальского края объекта электросетевого хозяйства - воздушной линии ВЛ-0, 4 кВ филдер "Ага-Хангил". На Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края возложена обязанность принять в собственность Забайкальского края указанный объект электросетевого хозяйства не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 17 ноября 2021 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя административного ответчика Дылгыржаповой Д.М. - без удовлетворения.
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края 17 мая 2022 года обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, которая поступила 24 мая 2022 года.
В кассационной жалобе заявитель просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В возражениях прокуратуры Забайкальского края содержится просьба об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм: материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло, привести к принятию неправильного судебного акта.
Такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Признавая обоснованными заявленные требования, суды исходили из наличия у административного ответчика предусмотренной законом обязанности по принятию в государственную собственность Забайкальского края спорного объекта электросетевого хозяйства.
Данные выводы основаны на правильном применении норм права и соответствуют установленным обстоятельствам дела.
В части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ)
предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Забайкальском крае перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Забайкальского края по организации электроснабжения населения в границах соответствующих муниципальных образований произведено на основании Закона Забайкальского края от 22 июля 2014 года N 1014-ЗЗК "О перераспределении между органами местного самоуправления и органами государственной власти Забайкальского края полномочий по решению вопроса местного значения - организации в границах поселений, муниципальных районов, муниципальных и городских округов электроснабжения населения".
Статьей 1 Закона N 1014-ЗЗК полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов Забайкальского края по решению вопроса местного значения - организации в границах поселений, муниципальных районов, городских округов электроснабжения населения отнесены к полномочиям исполнительных органов государственной власти Забайкальского края.
Согласно статье 2 Закона N 1014-ЗЗК органы государственной власти Забайкальского края осуществляют исполнение полномочий по организации электроснабжения населения бессрочно.
Установив, что полномочия по организации электроснабжения населения в Забайкальском крае переданы законом с местного на региональный уровень, суды пришли к правильному выводу о понуждении административного ответчика принять в государственную собственность края спорный объект электросетевого хозяйства, необходимый для реализации указанных полномочий.
Возможность исполнения названных полномочий обеспечивается в том числе переходом в собственность края необходимого муниципального имущества, в связи с чем передача такого имущества может осуществляться в течение всего периода, когда эти полномочия будут сохраняться за органами государственной власти края.
Довод кассационной жалобы о том, что перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации может осуществляться законами субъекта только в случаях, установленных федеральными законами, не опровергает правильность выводов судов. Данный довод фактически направлен на несогласие с положениями Закона N 1014-ЗЗК, который не оспорен и не признан недействующим.
Кроме того, полномочия по организации электроснабжения населения не включены в список запрещенных к передаче на уровень субъекта Российской Федерации, приведенный в части 1.2 статьи 17 Федерального закона N 131 -ФЗ.
С учетом: изложенного оснований для несогласия с выводами судов у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, а при его рассмотрении не допущено нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 09 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 17 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 30 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.