Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шулаева Евгения Григорьевича, поданную 5 апреля 2022 г, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому Краю, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, поданную 5 мая 2022 г, на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 17 января 2022 г.
по административному делу N 2а-5077/2021 по административному исковому заявлению Шулаева Евгения Григорьевича, Богданова Алексея Викторовича к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому Краю, ФСИН России о признании незаконным бездействия, присуждении компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Шулаева Е.Г, Богданова А.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Шулаев Е.Г, Богданов А.В. обратились в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившегося в необеспечении горячим водоснабжением в период их содержания в исправительном учреждении; присуждении компенсации за нарушение условий содержания по 200 000 рублей в пользу каждого.
В обоснование заявленных требований указали, что Шулаев Е.Г. и Богданов А.В. отбывают наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю (с ДД.ММ.ГГГГ соответственно). Бытовые условия в исправительном учреждении не отвечают установленным правилам. В колонии отсутствует горячее водоснабжение, в камерах имеется только холодная вода, что создает сложности для поддержания личной гигиены. Ненадлежащими условиями содержания нарушены права административных истцов на санитарно-эпидемиологическое благополучие, на охрану здоровья.
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 сентября 2021 г. административные исковые требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие Федерального казенного учреждения Исправительной колонии N 6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в необеспечении Шулаева Евгения Григорьевича и Богданова Алексея Викторовича горячим водоснабжением в непосредственном месте содержания осужденного; взыскана с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Федеральной службы исполнения наказаний в пользу Шулаева Евгения Григорьевича компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 000 рублей; в пользу Богданова Алексея Викторовича компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 000 рублей. В удовлетворении административных исковых требований Шулаева Евгения Григорьевича и Богданова Алексея Викторовича в остальной части отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 17 января 2022 г. решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 сентября 2021 г. изменено, абзац 3 резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Шулаева Евгения Григорьевича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 000 рублей; в пользу Богданова Алексея Викторовича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 000 рублей. В остальной части решение оставить без изменения".
В кассационной жалобе Шулаевым Е.Г. ставится вопрос об отмене судебных актов и удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Выражает несогласие с выводами судов, полагая их необоснованными и незаконными. В обоснование доводов выражает несогласие с размером компенсации за нарушение условий содержания, полагает ее несоразмерной и несправедливой. Указывает, что судами не была принята во внимание практика международного и национального права.
В кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому Краю, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю ставится вопрос об отмене судебных актов и отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов указывает о том, что Свод правил 308.1325800.2017 не подлежит применению при разрешении настоящего спора, поскольку он распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных учреждений. Проектирование и строительство объекта "Режимный корпус на 800 человек в учреждении ИЗ-22/4" осуществлено до введения в действие названного Свода правил. Указывают, что требование о признании незаконными и нарушающими права на обеспечение его горячим водоснабжением в камере подлежало удовлетворению лишь при закреплении в законе указанного права, либо содержания в законе императивных норм. Отсутствие в жилых камерах ФКУ ИК-6 горячего водоснабжения не может быть расценено как нарушение прав осужденных, поскольку в поселении Эльбан, где расположено исправительное учреждение, централизованное горячее водоснабжение отсутствует. Указывают о том, что размер присужденной административным истцам компенсации является завышенным и не отвечает требованиям разумности.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что Шулаев Е.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время отбывает уголовное наказание в виде "данные изъяты" в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Богданов А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время отбывает уголовное наказание в виде "данные изъяты" в указанном исправительном учреждении.
Данная колония находится в п. Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края, введена в эксплуатацию 27 декабря 2012 г, как "Режимный корпус на 800 человек в учреждении ИЗ-22/4". Рабочая документация объекта утверждена в 1994 г, в соответствии с Временными нормами проектирования следственных изоляторов МВД России.
Конструктивные особенности исправительного учреждения предусматривают горячее водоснабжение на хозяйственно-бытовые нужды от сетей теплоснабжения с присоединением по открытой схеме, душевые оснащены электрическими бойлерами. В камерах, где находятся осужденные, централизованное горячее водоснабжение отсутствует, разрешено пользоваться личными кипятильниками. Для обеспечения колонии горячей водой в летний период построена газовая котельная, которая с 2012 г. находится в нерабочем состоянии.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконном бездействии административных ответчиков по обеспечению горячим водоснабжением административных истцов Шулаева Е.Г. и Богданова А.В. в объемах, достаточных для соблюдения последними личной гигиены ежедневно, нарушении права административных истцов на надлежащие условия содержания и присуждении компенсации в размере 15 000 рублей каждому за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции. Судебной коллегией решение суда изменено путем дополнения его резолютивной части указанием на то, что взыскание компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении с главного распорядителя средств федерального бюджета производится за счет казны Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационных жалоб не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке заявителями обстоятельств дела.
Частями 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осуждённых, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 9 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осуждённых, обеспечивать охрану здоровья осуждённых, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, задачей ФСИН России является создание осуждённым и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Пунктами 20.1 и 20.5 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 130-дсп, определено, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
В силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 г. N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками.
Подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.), а также ко всем зданиям исправительных учреждений, требующим обеспечения холодной и горячей водой.
В соответствии со статьёй 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
Из пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
В пункте 14 данного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Учитывая вышеприведённое регулирование, фактические обстоятельства настоящего дела, выводы судов о нарушении прав административных истцом вследствие отсутствия доступа к горячей воде с целью обеспечения личных и бытовых нужд являются обоснованными.
Доводы кассационной жалобы административных ответчиков о невозможности обеспечения исправительным учреждением надлежащих условий содержания вследствие конструктивных особенностей системы водоснабжения исправительного учреждения, которая не подключена к централизованной системе горячего водоснабжения, ввиду ее отсутствия, подлежат отклонению, поскольку доказательств реализации прав административных истцов иным способом в материалы дела не представлено.
Доводы жалобы административного истца, о том, что судами при разрешении вопроса о размере компенсации не была принята во внимание практика международного и национального права необоснованны, поскольку нормы материального права, подлежащие применению при разрешении требования судами были применены верно.
Вопреки доводам кассационных жалоб при определении размера компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении суды исходили из характера и продолжительности нарушения, обстоятельств, при которых нарушение допущено, последствий этого нарушения, требований разумности и справедливости, вследствие чего доводы о чрезмерности взысканных сумм либо их недостаточности своего подтверждения не нашли.
Иное толкование подателями жалоб положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Доводы кассационных жалоб не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 17 января 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 июня 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.