Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5269/2021, УИД 42RS0009-01-2021-009913-50 по иску Смелик Натальи Александровны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу о признании решения незаконным, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 20 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Смелик Н.А. обратилась с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу (далее - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу) о признании решения незаконным.
В обоснование исковых требований Смелик Н.А. указала, что обратилась в УПФР в г. Новокузнецке с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". УПФР в г. Новокузнецке вынесло решение об отказе в установлении пенсии.
Смелик Н.А. считает отказ незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы истца.
Указывает, что 16 января 1990 г. она принята на работу в Детскую больницу N в должности медицинской сестры отделения реанимации, 18 января 1995 г. она уволилась из указанного учреждения. Данное учреждение после её трудоустройства переименовано (преобразовано) в отделение анестезиологии - реанимации, при этом соответствующая запись в трудовую книжку работодателем внесена не была. Таким образом, период работы с 16 января 1990 г. по 18 января 1995 г. фактически осуществлялся ею в отделении анестезиологии-реанимации.
На основании изложенного, Смелик Н.А. просила обязать ответчика засчитать в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев периоды работы с 16 января 1990 г. по 18 января 1995 г. в отделении анестезиологии-реанимации Детской больницы N г. Новокузнецка, обязать назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 17 мая 2021 г.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 20 декабря 2021 г. исковые требования Смелик Н.А. к ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу о признании решения незаконным удовлетворены.
ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу обязано засчитать в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости Смелик Н.А. в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев периоды работы с 16 января 1990 г. по 18 января 1995 г. в отделении анестезиологии-реанимации Детской больницы N г. Новокузнецка и назначить Смелик Н.А. досрочную страховую пенсию по старости с 17 мая 2021 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 марта 2022 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 20 декабря 2021 г. отменено, принято по делу новое решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований Смелик Н.А. к ГУ ОПФ РФ по Кемеровской области- Кузбассу во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости Смелик Н.А. в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев период работы с 16 января 1990 г. до 1 января 1992 г. в отделении анестезиологии- реанимации Детской больницы N г. Новокузнецка.
В остальной части решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 20 декабря 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ОПФ РФ по Кемеровской области - Кузбассу просит отменить решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 20 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 марта 2022 г.
Определением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 мая 2022 г. приостановлено исполнение решения Центрального районного суда г. Кемерово от 20 декабря 2021 г. до принятия судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 17 мая 2021 г. Смелик Н.А. обратилась к УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 26 августа 2021 г. в назначении досрочной страховой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.
В соответствии с решением УПФР в г. Новокузнецке Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 26 августа 2021 г. специальный страховой стаж Смелик Н.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по состоянию на 17 мая 2021 г. составил 29 лет 03 месяца 17 дней.
При этом период работы Смелик Н.А. с 16 января 1990 г. по 18 января 1995 г. в должности медицинской сестры отделения реанимации Детской больницы N (05 лет 00 месяцев 05 дней) учтён пенсионным органом в календарном исчислении.
Обращаясь с настоящим иском в суд, Смелик Н.А. полагала, что период работы с 16 января 1990 г. по 18 января 1995 г. в должности медицинской сестры отделения реанимации Детской больницы N подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку в спорный период её трудовая деятельность протекала в отделении анестезиологии-реанимации.
Согласно справки ГАУЗ "Новокузнецкая городская клиническая больница им. Г.П. Курбатова", Смелик Н.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работала в Муниципальном лечебно-профилактическом учреждении детской больнице N с 16 января 1990 г. (приказ 11 от 16 января 1990 г.) по 18 января 1995 г. (приказ N от 23 января 1995 г.) в отделении реанимации в должности медицинской сестры. Работала полный рабочий день, на полную ставку.
За период работы находилась: с 2 октября 1991 г. по 18 февраля 1992 г. (Основание: лицевые счета) в отпуске по беременности и родам; с 19 февраля 1992 г. по 30 июня 1993 г. (Основание: лицевые счета) в отпусках по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1, 5 лет; с 1 июля 1993 г. по 30 декабря 1994 г. (Основание: лицевые счета) в отпусках по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3-х лет.
В соответствии с приказом МЛПУ "Зональный перинатальный центр" N от 11 февраля 2003 г. в структурном подразделении Многопрофильной детской клинической больницы изменено название отделения реанимации на отделение анестезиологии и реанимации.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Смелик Н.А. требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Постановление Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", пришёл к выводу о том, что период работы истца в Муниципальном лечебно-профилактическом учреждении детской больнице N с 16 января 1990 г. по 18 января 1995 г. в отделении реанимации в должности медицинской сестры подлежит включению в специальный страховой стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, в связи с чем Смелик Н.А. имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с даты обращения с заявлением о её назначении - 17 мая 2021 г.
Отменяя решение суда первой инстанции в части включения в стаж в льготном исчислении период работы Смелик Н.А. в должности медицинской сестры отделения реанимации детской больницы N с 16 января 1990 г. до 1 января 1992 г, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право за выслугу лет, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, применяемым для учёта лечебной деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г, не предусмотрено льготное исчисление стажа как 1 год работы и 6 месяцев в медицинских учреждениях. Указанный перечень предусматривал включение специального стажа работникам здравоохранения в льготном исчислении в сельской местности и посёлке городского типа (рабочем посёлке).
С выводами суда первой инстанции о наличии оснований для включения периода работы истца в должности медицинской сестры отделения реанимации детской больницы N с 1 января 1992 г. по 18 января 1995 г. в льготном исчислении суд апелляционной инстанции согласился.
Доводов от несогласии с решением суда и апелляционным определением в части включения в специальный страховой стаж в льготном исчислении периода работы истца в должности медицинской сестры отделения реанимации детской больницы N с 1 января 1992 г. по 18 января 1995 г. кассационная жалоба не содержит.
Несмотря на то, что из специального стажа в льготном исчислении исключён период работы Смелик Н.А. с 16 января 1990 г. до 1 января 1992 г, суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции о том, что на момент обращения с заявлением в пенсионный орган специальный стаж истца составил 30 лет 7 месяцев 28 дней, в связи с чем право на досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" у Смелик Н.А. возникло с 17 мая 2021 г.
С данным выводом суда апелляционной инстанции судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции согласиться не может и находит заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы, поскольку выводы суда апелляционной инстанции в данной части сделаны на основании неправильного применения норм материального права.
Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, закреплено в пункте 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2015 г. и действующего на момент обращения Смелик Н.А. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на её получение независимо от возраста в соответствий с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Приложением 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены сроки назначения страховой пенсии по старости в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста.
В соответствии с указанным Приложением, если годом возникновения права на страховую пенсию по старости является 2019 год, то срок назначения такой пенсии по старости определён не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Если годом возникновения права на страховую пенсию по старости является 2020 год, то срок назначения такой пенсии по старости определён не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Если годом возникновения права на страховую пенсию по старости является 2021 год, то срок назначения такой пенсии по старости определён не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусмотрено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на её досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Как следует из материалов дела, на момент обращения Смелик Н.А. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 17 мая 2021 г. продолжительность её специального страхового стажа по состоянию на 17 мая 2021 г. составила 29 лет 03 месяца 17 дней.
Поскольку периоды работы истца в должности медицинской сестры отделения реанимации детской больницы N с 1 января 1992 г. по 18 января 1995 г. подлежат включению в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что продолжительность специального стажа Смелик Н.А. по состоянию на 17 мая 2021 г. составила 30 лет 7 месяцев 28 дней. Следовательно соответствующий стаж 30 лет истец выработала в октябре 2020 г.
Таким образом, с учётом положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно которым срок назначения досрочной страховой пенсии лицам, у которых годом возникновения права на страховую пенсию по старости является 2020 год, определён не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, а также с учётом части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", согласно которой страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков в случае если граждане, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, срок назначения досрочной страховой пенсии по старости у Смелик Н.А. наступит только через 1 год и шесть месяцев с момента приобретения стажа лечебной деятельности 30 лет, а именно не ранее апреля 2022 г.
Однако, оставляя без изменения решение суда первой инстанции в части даты назначения Смелик Н.А. досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения с заявлением о назначении пенсии с 17 мая 2021 г, суд апелляционной инстанции исходил только из того, что по состоянию на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости у истца имелась требуемая продолжительность специального страхового стажа лечебной деятельности 30 лет, однако не учёл положения части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", в связи с чем пришёл к неправильному выводу о том, что по состоянию на 17 мая 2021 г. у Смелик Н.А. возникло право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.
Таким образом, для правильного определения даты возникновения у Смелик Н.А. права на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, суду апелляционной инстанции следовало определить момент, когда истец выработала требуемую продолжительность специального стажа с учётом включения спорных периодов в специальный страховой стаж в льготном исчислении, в данном случае 30 лет, и исходя из этого, с учётом положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" определить дату возникновения у Смелик Н.А. права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
С учётом изложенного обжалуемое апелляционное определение в части оставления без изменения решения Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 20 декабря 2021 г. в части возложения на ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу обязанности назначить Смелик Н.А. досрочную страховую пенсию по старости с 17 мая 2021 г, подлежит отмене, с направлением дела в указанной части на новое апелляционное рассмотрение, поскольку оно принято в указанной части с нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" на отмену приостановления исполнения судебного акта указывается в резолютивной части определения кассационного суда общей юрисдикции, вынесенного по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления.
В связи с рассмотрением кассационной жалобы по существу, оснований для дальнейшего приостановления исполнения решения Центрального районного суда г. Кемерово от 20 декабря 2021 г, принятого на основании определения судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 мая 2022 г, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.3, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 марта 2022 г. отменить в части оставления без изменения решения Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 20 декабря 2021 г. в части возложения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу обязанности назначить Смелик Наталье Александровне досрочную страховую пенсию по старости с 17 мая 2021 г, в отменённой части направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Отменить приостановление исполнения решения Центрального районного суда г. Кемерово от 20 декабря 2021 г, принятое на основании определения судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 мая 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.