Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л, судей Варнавской Л.С, Ковалевской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-138/2021 (УИД 17RS0017-01-2019-004670-40) по исковому заявлению Оюн Алимаа Дажыевны к мэрии г. Кызыла, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о предоставлении жилого помещения
по кассационной жалобе представителя мэрии г. Кызыла Монгуш Р.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 сентября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 12 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Оюн А.Д. обратилась в суд с иском к мэрии г. Кызыла, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований указано, что истец является инвалидом N группы с детства по психическому заболеванию, диагноз "данные изъяты".
Решением горисполкома N от 14 апреля 1999 г. поставлена в очередь на получение коммунальной квартиры, относится к гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, состояла на льготной очереди.
Поскольку истец была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, за ней сохраняется право состоять на данном учете до предоставления жилого помещения по договору социального найма.
С учетом уточнения исковых требований, истец просила обязать мэрию г. Кызыла предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в пределах территории муниципального образования "город Кызыл Республики Тыва", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 50 кв.м, в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 сентября 2021 г. исковые требования удовлетворены частично.
На мэрию г. Кызыла возложена обязанность предоставить Оюн А.Д. во внеочередном порядке на условиях договора социального найма жилое помещение на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью не ниже 12, 5 кв.м.
В остальной части исковые требования, в том числе к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 12 апреля 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель мэрии г. Кызыла Монгуш Р.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального права.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
В заседании суда кассационной инстанции представитель мэрии г. Кызыла Кудерек Ч.Д.-о. доводы кассационной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что Оюн А.Д, ДД.ММ.ГГГГ рождения, имеет N группу инвалидности, инвалидность с детства, установлена бессрочно (дубликат справки МСЭ- N от 14 апреля 1999 г.).
Из заключения врачебной комиссии ГБУЗ РТ "Республиканская психиатрическая больница" N от 19 апреля 2019 г. следует, что Оюн А.Д. является инвалидом N группы по психическому заболеванию. Диагноз: "данные изъяты"
В соответствии со сведениями из контрольной карточки Оюн А.Д. поставлена на очередь на получение коммунальной квартиры решением горисполкома N от 14 апреля 1999 г. как инвалид N группы, с отметками о прохождении регистрации 27 мая 2008 г, 15 апреля 2019 г. На контрольной карточке имеется отметка о дате постановки на очередь - 25 февраля 1999 г.
Из справки Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла от 19 июля 2019 г, следует, что Оюн А.Д. действительно состоит в базе учета граждан по получению жилья мэрии г. Кызыла с 25 февраля 1999 г. под N на основании Постановления мэрии г. Кызыла от 14 апреля 1999 г. на льготной очереди. В связи с отсутствием свободных жилых помещений, предоставление жилого помещения будет рассмотрено в порядке очередности по мере освобождения муниципального жилья.
Из справки о составе семьи N от 25 апреля 2019 г. следует, что Оюн А.Д, проживает по адресу: "адрес", и имеет следующий состав семьи: дочь - ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ рождения; дочь - ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ рождения; сын - ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Опекуном детей в разное время назначена ФИО1 О.Д.
Из домовой книги следует, что Оюн А.Д. зарегистрирована по адресу: "адрес"
"адрес" 10 июня 2016 г.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15 октября 2007 г. собственником жилого дома по адресу: "адрес", является Оюн О.Д.
В соответствии с постановлением Мэрии г. Кызыла от 27 декабря 2019 г. N "О признании граждан малоимущими в целях постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях", Оюн А.Д. признана малоимущей в целях постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в порядке общей очереди по договорам социального найма жилого помещения.
Согласно справке N от 9 января 2020 г. Оюн А.Д. признана малоимущей в целях постановки на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении согласно постановлению Мэрии г. Кызыла N от 27 декабря 2019 г.
Постановлением мэрии г. Кызыла N от 29 января 2020 г. решено: "Отменить постановление мэрии г. Кызыла N от 27 декабря 2019 года "О признании граждан малоимущими в целях постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях", признать недействительной справку от 9 января 2020 г. N, выданной Оюн А.Д.".
Постановлением мэрии г. Кызыла N от 29 января 2020 г, постановлено: "Снять с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых вне очереди по договорам социального найма жилого помещения Оюн А.Д.".
Из ответа Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла N от 31 января 2020 г, следует, что постановление мэрии г. Кызыла N от 27 декабря 2019 г. "О признании граждан малоимущими в целях постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях" отменено, справка от 9 января 2020 г. N считается недействительной, Оюн А.Д. снята с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении на территории г.Кызыла в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Из ответа Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от 21 августа 2020 г. N-ог, следует, что персональные данные Оюн А.Д. в свободном республиканском реестре лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, сформированном в 2005 году на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, не зарегистрированы. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства.
Как следует из выписки из ЕГРН, 15 марта 2012 г. за Оюн А.Д. зарегистрировано право собственности на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: "адрес", право собственности прекращено 16 апреля 2013 г.; 22 января 2013 г. на основании договора дарения зарегистрировано право собственности на жилое помещение и земельный участок по адресу: "адрес", право собственности прекращено 11 февраля 2013 г. на основании договора дарения объекта несовершеннолетним детям истца.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что истец страдает заболеванием, входящим в "Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", утвержденным приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N987н, а также состоит в очереди на получение жилого помещения с 1999 года, необходимости признания ее малоимущей не имеется, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания оспариваемых судебных постановлений незаконными.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, по общему правилу для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина из числа малоимущих нуждающимся в жилом помещении.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статьей 17 указанного закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 28.2 Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено в числе прочего обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы исходя из указанного правового регулирования реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
На момент разрешения спора действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987н.
Заболевание истца включено в указанный Перечень.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно положениям действовавшего до 1 марта 2005 г. Жилищного кодекса РСФСР для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось признание таких лиц малоимущими.
Поскольку истец Оюн А.Д. принята на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, до 1 марта 2005 г, довод кассационной жалобы о необходимости признания истца малоимущей не основан на законе.
При этом каких-либо иных (дополнительных) условий для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из данной нормы необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне.
Доводы кассационной жалобы о том, что постановление о признании истца малоимущей отменено, истец снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и решением суда данные действия администрации признаны законными, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют. Действия по признанию истца малоимущей и постановке семьи на учет в качестве нуждающейся на основании норм Жилищного кодекса Российской Федерации совершены в 2019 году, последующая отмена постановлений органов местного самоуправления - в 2020 году. Постановка истца на учет в 1999 году в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконной не признана, оснований для снятия с указанного учета Оюн А.Д. по материалам дела не усматривается.
Кассационная жалоба ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену постановленных судебных актов не содержит, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 сентября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 12 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя мэрии г. Кызыла Монгуш Р.А. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.