Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Ковалевской В.В, Благодатских Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 04RS0021-01-2021-004826-08 по иску Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Правительству Республики Бурятия, Администрации муниципального образования "Тункинский район", обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс", Министерству природных ресурсов Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Тункинский", Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия об обязании принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов
по кассационной жалобе представителя Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Юрьева И.В. на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 14 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 31 января 2022 г.
и кассационным жалобам представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Тункинский" - Байминова Б.В, представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - Матвиенко О.С. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 31 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Ковалевской В.В, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" - Васильевой М.П, представителя Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия - Ласой Л.И, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Забайкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в суд с иском к Правительству Республики Бурятия, Администрации Муниципального образования "Тункинский район", обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" об обязании принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, ссылаясь на то, что в связи с обращением гражданина о нарушении требований законодательства в области охраны окружающей среды, согласно приказу Управления от 12 апреля 2021 г..N 171-П, в рамках осуществления федерального экологического надзора, в период с 13 по 15 апреля 2021 г..проведен плановый (рейдовый) осмотр на территории "адрес". По результатам осмотра установлено, что на земельном участке, расположенном в "адрес" выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, установлено 15 навалов примерным объемом 100 куб.м. Указанная информация отражена в Акте о проведении рейдового осмотра N от ДД.ММ.ГГГГ Информация о данной свалке не включена в территориальную схему, утвержденную Приказом Минприроды Республики Бурятия от 29 апреля 2020 г..N 159-ПР "Об утверждении территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами Республики Бурятия". Согласно сведениям Управления Росреестра по Республике Бурятия по представленным координатам точек на местности проведен расчет географических координат точек в систему координат МСК-03. По результатам сопоставления координат точек со сведениями Единого Государственного реестра недвижимости, а также со схемой перераспределения земель совхоза "Туранский" Тункинского района РБ установлено следующее. Точки 1, 2, 3, 4, 6 расположены на землях кадастрового квартала N, точка 8 - на землях кадастрового квартала N. В местах расположения указанных точек отсутствуют сведения о сформированных земельных участках.
Точка 5 в соответствии со схемой перераспределения земель совхоза "Туранский" Тункинского района Республики Бурятия расположена на землях, предназначенных для передачи в коллективно-долевую собственность работников совхоза, в кадастровом квартале N. Точка 7 расположена на земельном участке с кадастровым N. Согласно выписке ЕГРН сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым N отсутствуют. Тем самым, при проведении надзорных мероприятий установлено, что правообладатели на земельном участке места расположения несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов отсутствуют.
На основании изложенного просило:
- обязать Правительство Республики Бурятия в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с загрязненного отходами земельного участка, расположенного в границах кадастровых кварталов N, N, N примерным объемом 100 куб. м. с координатами:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
- обязать Администрацию МО "Тункинский район" в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с загрязненного отходами земельного участка, провести мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, переместить отходы производства и потребления в санкционированные места размещения отходов с указанного земельного участка;
- обязать ООО "ЭкоАльянс" в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с загрязненного отходами земельного участка.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство природных ресурсов Республики Бурятия, ФГБУ "Национальный парк "Тункинский", МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия.
Решением Советского районного суда г.Улан-Удэ от 14 ноября 2021 г. исковые требования Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования оставлены без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от20 декабря 2021 г. осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Тункинский", Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия.
В суд апелляционной инстанции поступило заявление об уточнении исковых требований в части места, расположения твердых коммунальных отходов, по сведениям Управления Росреестра по РБ, - вместо земельного участка с кадастровым кварталом N - на N, в связи с привлечением ответчиков, исковые требования заявлены к Правительству Республики Бурятия, Администрации МО "Тункинский район", ООО "ЭкоАльянс", Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия, ФГБУ "Национальный парк "Тункинский".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 31 января 2022 г. решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 14 октября 2021 года отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об обязании принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов удовлетворены частично.
На ФГБУ "Национальный парк "Тункинский" возложена обязанность:
- в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с загрязненного отходами земельного участка, расположенного в границах кадастровых кварталов N, N, а также с кадастровым N примерным объемом 100 куб. м. с координатами:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
- провести мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, переместить отходы производства и потребления в санкционированные места размещения отходов с указанного земельного участка.
В удовлетворении исковых требований к Правительству Республики Бурятия, Администрации МО "Тункинский район", ООО "ЭкоАльянс", Министерству природных ресурсов Российской Федерации, МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия отказано.
В кассационной жалобе представителя Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Юрьева И.В. ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения. Кассатор выражает несогласие с выводом суда о том, что загрязненный отходами земельный участок находится в федеральной собственности, принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ "Национальный парк "Тункинский", считает, что этот вывод не основан на доказательствах; указывает, что часть загрязнённого отходам земельного участка расположена на землях кадастровых кварталов, в которых отсутствуют сведения о сформированных земельных участках, в связи с чем полагает, что судом было необоснованно отказано в удовлетворении исковых требований, заявленных к МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия. Указывает, что судом не дана оценка постановлению Администрации МО "Тункинский район" от 16 ноября 2017 г..N 364, которым изменен разрешенный вид использования земельного участка на вид, предусматривающий возможность размещения на данном земельном участке отходов; не принято во внимание, что ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены расходные обязательства муниципальных образований на охрану окружающей среды, экологический контроль, сбор, удаление отходов и очистку сточных вод; суд также не учел наличие у Администрации МО "Тункинский район" полномочий по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, в связи с чем необоснованно отказано в удовлетворении исковых требований к Администрации МО "Тункинский район".
Судом не дана оценка доводам истца о невыполнении Правительством Республики Бурятия обязанностей, связанных с организацией деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а также о наличии у Правительства Республики Бурятия возможности реализовать эти полномочия путем предоставления финансирования проведения данных работ, в связи с чем необоснованно отказано в удовлетворении исковых требований к Правительству Республики Бурятия. Обращает внимание на то, что ООО "ЭкоАльянс" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на Территории Республики Бурятия, в апреле 2021 г..оно было проинформировано о выявленной несанкционированной свалке ТКО, однако мер к ликвидации свалки не приняло.
В кассационной жалобе ФГБУ "Национальный парк Тункинский" ставится вопрос об отмене апелляционного определения. Кассатор указывает, что земельный участок, загрязненный отходами, находится на землях, включенных в состав национального парка "Тункинский" других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации; Росимущество является федеральным органом исполнительной власти осуществляющего права собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия является ООО "ЭкоАльянс"; ФГБУ "Национальный парк Тункинский" не имеет лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, захоронению отходов.
В кассационной жалобе представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - Матвиенко О.С. ставится вопрос об отмене апелляционного определения. Кассатор указывает, что ФГБУ "Национальный парк Тункинский" не является собственником загрязнённого отходами земельного участка; в границы национального парка могут входить земли иных пользователей (собственников); земельные участки, на которых выявлена свалка, расположены в границах муниципального образования "Тункински район", в связи с чем ликвидация свалки относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
В соответствии с ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, в ходе планового осмотра с 13 по 15 апреля 2021 г. на земельном участке, расположенном "адрес", выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов из 15 навалов примерным объемом 100 куб.м, что отражено в Акте о проведении рейдового осмотра от 16 апреля 2021 г. N 171.
Информация о данной свалке не включена в территориальную схему, утвержденную Приказом Минприроды Республики Бурятия от 29 апреля 2020 г. N159-ПР "Об утверждении территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами Республики Бурятия".
Национальный парк "Тункинский" был создан в пределах границ Тункинского административного района Бурятской ССР, то есть на территории всего административного района.
Согласно ответу Управления Росреестра по РБ с приложением ситуационного плана, по результатам сопоставления координат точек со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, точки расположены в границах зоны с особыми условиями использования территории N (3 зона - Зона хозяйственйого назначения национального парка "Тункинский").
Администрацией МО "Тункинский район" подтверждено, что земельный участок с указанными в иске координатами точек является федеральной собственностью и находится в "адрес", категория земель; земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - специальная деятельность.
Загрязненный отходами земельный участок расположен на территории Тункинского района Республики Бурятия, в границах Тункинского национального парка, земельный участок национального парка с кадастровым N находится в федеральной собственности, на праве постоянного бессрочного пользования "Национальный парк "Тункинский", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23 марта 2015 г.
Согласно Положению о национальном парке "Тункинский", утвержденного Приказом Минприроды России от 12 мая 2017 г. N 229 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 июля 2017 г. N 47485), управление национальным парком осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Тункинский".
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции руководствовался ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пп. 2 п. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 30 марта 1999 г..N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; ст.1, п. 1 ст. 13.4, ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г..N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.12, ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г..N 33-Ф3 "Об особо охраняемых природных территориях", п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами.
Термины и определения", введённым постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г..N 607-ст, п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г..N 1156, правовыми позициями, изложенными в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г..N 26-П, от 26 апреля 2016 г..N 13-П, п. 1, подп. 5.3, 5.8 п. 5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г..N 432, исходил из того, что выявленные свалки отходов являются несанкционированными; загрязненный отходами земельный участок расположен на территории "адрес"; земельный участок с кадастровым N находился в федеральной собственности, на праве постоянного бессрочного пользования передан ФГБУ "Национальный парк "Тункинский", которое осуществляет управлением национальным парком "Тункинский"; приняв во внимание, что лица, непосредственно виновные в организации несанкционированных свалок отходов не установлены, суд пришел к выводу, что заявленные истцом обязанности подлежат возложению на правообладателя (землевладельца), на участке которого выявлена несанкционированная свалка - ФГБУ "Национальный парк "Тункинский", одной из основных задач которого является осуществление государственного экологического мониторинга (государственный мониторинг окружающей среды), а бездействие в виде непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки наносит ущерб окружающей среде. При установленных обстоятельствах суд не усмотрел правовых оснований для возложения заявленных истцом обязанностей на других ответчиков.
Оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационных жалоб не усматривается.
Решение суда первой инстанции отменено судом апелляционной инстанции, в связи с чем не является предметом проверки суда кассационной инстанции.
Содержащиеся в апелляционном определении выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству, юридически значимые по делу обстоятельства судом определены верно.
Доводы кассационной жалобе представителя Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о необходимости возложения заявленной в иске обязанности на иных ответчиков не основаны на установленных судом обстоятельствах и нормах действующего законодательства.
Доводы кассационных жалоб ФГБУ "Национальный парк Тункинский" и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации сводятся к несогласию с выводами суда о месте нахождения выявленных несанкционированных свалок отходов и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Вместе с тем оценка исследованных доказательств отнесена законом к компетенции судов первой и второй инстанций, тогда как суд кассационной инстанции в силу норм главы 41 ГПК РФ правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен.
Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при оценке судом доказательств допущено не было; всем доказательствам дана оценка.
Выводы суда мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты; нормы материального права судом применены верно; существенных нарушений норм процессуального права не допущено.
Иных доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения апелляционного определения кассационные жалобы не содержит, в связи с чем отсутствуют основания для их удовлетворения.
С учетом изложенного апелляционное определение подлежит оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст.390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 31 января 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ФГБУ "Национальный парк Тункинский", Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.