Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе: председательствующего Чуньковой Т.Ю., судей: Прудентовой Е.В., Умысковой Н.Г., при участии прокурора Коган А.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 77RS0021-02-2020-002762-41 по иску военного прокурора Новосибирского гарнизона в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действий, запрете эксплуатации здания, по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 23 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 января 2022 г., заслушав доклад судьи Чуньковой Т.Ю., выслушав пояснения прокурора Коган А.Г., возражавшей против доводов жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Новосибирского гарнизона обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее также - Минобороны России) о понуждении к совершению действий, запрете эксплуатации здания.
Требования мотивированы тем, что военной прокуратурой Новосибирского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицам военного комиссариата Новосибирской области требований законодательства в сфере обеспечения безопасности граждан (военнослужащих) в местах массового пребывания. В ходе проведения проверки установлено, что в здании расположенном, по адресу: г. Новосибирск, ул. Трудовая, д. 13 осуществляется размещение комиссариата Новосибирского района, г. Обь и р.п. Кольцово Новосибирской области. Эксплуатирующей организацией является жилищно-коммунальная служба N 4 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО.
25 февраля 2020 г. проведено инструментальное обследование по результатам которого установлено, что техническое состояние здания военного комиссариата является неудовлетворительным и необходима срочная эвакуация людей. 20 марта 2020 г. результаты проведенного обследования поступили в военный комиссариат Новосибирской области. В 2020 году военной прокуратурой Новосибирского гарнизона приняты меры реагирования с требованием о прекращении эксплуатации здания. До настоящего времени в здании не проведены ремонтные работы, и оно продолжает эксплуатироваться.
В связи с тем, что выявленные нарушения представляют угрозу жизни и здоровью граждан (военнослужащих) при эксплуатации здания, истец просил запретить эксплуатацию здания, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Трудовая, д. 13, в котором размещен военный комиссариат Новосибирского района г. Обь и р.п. Кольцово Новосибирской области до приведения здания в соответствие с требованиями безопасности.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 23 сентября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии от 13 января 2022 г, исковые требования военного прокурора Новосибирского гарнизона в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Минобороны России о понуждении к совершению действий, запрете эксплуатации здания удовлетворены. Запрещена эксплуатация здания, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Трудовая, д. 13, до приведения здания в соответствии с требованиями безопасности.
Решение суда приведено к немедленному исполнению.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая, что истцом не представлено заключение межведомственной комиссии об оценке фактического состояния объектов капитального строительства о признании здания аварийным и подлежащим сносу, подготовленное в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 г. N 577 "Об утверждении Положения о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления", Межгосударственным стандартом ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", с участием всех заинтересованных лиц и специализированной организации с целью фиксации действительного технического состояния сооружения и его элементов, получения количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, устойчивости и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Кассатор также указывает, что в силу пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации для удовлетворения заявленных требований, истец не представил доказательств наличия причинно-следственной связи между эксплуатацией указанных объектов капитального строительства и нанесением вреда либо угрозой его нанесения, а также вины причинителя вреда. Кроме того, данная норма не содержит указание на временное приостановление деятельности по эксплуатации объекта, а предусматривает бессрочное запрещение такой деятельности. При этом должны быть неустранимые нарушения действующего законодательства, создающие реальную опасность причинения вреда в будущем при осуществлении деятельности. Не была проведена оценка характеристик безопасности здания или сооружения в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности задний и сооружений".
Также ответчик указывает, что в нарушение норм процессуального права в исковом заявлении отсутствует ссылка на конкретную норму материального права, которая нарушена Министерством обороны Российской Федерации по отношению к неопределенному кругу лиц. Отсутствуют основания полагать, что исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, поскольку командир воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации располагает пофамильными сведениями о личном составе подразделения. При этом на территории воинской части могут находиться только военнослужащие и лица гражданского персонала, проникновение посторонних лиц на территорию закрытого режимного объекта исключена. Также не указаны, какие права неопределенного круга лиц нарушаются ответчиком, которые могут быть восстановлены только запретом эксплуатации здания.
Относительно доводов кассационной жалобы военным прокурором принесены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены постановлений суда первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами не допущено.
Судом первой инстанции установлено, что военной прокуратурой Новосибирского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата Новосибирской области требований законодательства в сфере обеспечения безопасности граждан (военнослужащих) в местах массового пребывания, в результате которой установлено, что в здании, расположенном по адресу: г. Новосибирск, ул. Трудовая, д. 13, размещен военный комиссариат Новосибирского района, г. Обь и р.п. Кольцово Новосибирской области, при этом данное здание находится в аварийном состоянии.
Здание военного комиссариата Новосибирского района, г. Оби и р.п. Кольцово Новосибирской области, расположенное по адресу: г. Новосибирск, ул. Трудовая, д. 13, на основании распоряжения ТУ ФАУГИ по Новосибирской области от 8 мая 2007 г. N568-р включено в реестр федерального имущества и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 2 декабря 2019 г. по делу по иску военного прокурора Новосибирского гарнизона к Минобороны России и департаменту строительства Минобороны России о возложении обязанности провести инструментальное обследование и капитальный ремонт на Минобороны России была возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работу по проведению инструментального обследования здания военного комиссариата Новосибирского района, г. Обь и р.п. Кольцово Новосибирской области, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Трудовая, д. 13, на предмет соответствия строительным нормам и правилам. По результатам инструментального обследования на Минобороны России возложена обязанность провести капитальный ремонт (реконструкцию) здания военного комиссариата Новосибирского района, г. Обь и р.п. Кольцово Новосибирской области, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Трудовая, д. 13, путем выполнения перечня работ, установленного по результатам инструментального обследования.
В январе 2020 года Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу (ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО) было проведено обследование технического состояния здания, вибродинамические испытания данного объекта, по результатам которого составлено заключение от 25 февраля 2020 г, из которого следует, что физический износ здания военкомата в осях А-К/1-9 составляет 50 - 71% в продольных направлениях, 37 - 62% в поперечных направлениях; остаточный ресурс секции здания составляет 34 - 57%; техническое состояние здания военкомата в осях А-К/1-9 по ГОСТ 31931-2011 можно оценить как аварийное; требуется незамедлительная эвакуация людей и запрет нахождения людей в здании военного комиссариата; требуется снос либо срочные капительные восстановительные работы.
По результатам проведенного инструментального обследования, подтвердившего аварийное состояния несущих конструкций и деревянных элементов объекта, военной прокуратурой Новосибирского гарнизона было выдано представление об устранении нарушений закона с требованием о запрете эксплуатации аварийного здания.
Согласно ответу на представление начальника организационно-мобилизованного управления штата Центрального военного округа, военному комиссариату Новосибирской области были даны указания принять исчерпывающие меры по решению вопроса размещения военного комиссариата Новосибирского района, г. Обь и р.п. Кольцово в пригодном для эксплуатации здании, прекратить эксплуатацию здания.
30 июня 2020 г. военной прокуратурой Новосибирского гарнизона вновь было вынесено представление об устранении нарушений закона с требованием о прекращении эксплуатации здания.
В ответе на представление от 28 июля 2020 г. указано, что в целях прекращения эксплуатации аварийного здания военного комиссариата Новосибирского района, г. Обь и р.п. Кольцово Новосибирской области осуществляется работа по подбору пригодного для размещения сотрудников данного военного комиссариата, отвечающего необходимым требованиям. Направлены обращения в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, начальнику Новосибирского территориального гарнизона, заместителю командующего войсками Центрального военного округа по строительству и расквартированию войск для рассмотрения вопроса о выделении пригодного здания или проведения капитального ремонта. Проработан вопрос с администрациями г. Новосибирска Новосибирской области по вопросу размещения военного комиссариата в пригодном здании, по результатам которого установлено, что свободные нежилые помещения, пригодные для функционирования военного комиссариата, отсутствуют.
Установлено, что ремонт здания военкомата не осуществлен.
Разрешая требования, заявленные по настоящему делу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности", Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", статьей 12, пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом установленных по делу обстоятельств пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об удовлетворении исковых требований военного прокурора о запрете эксплуатации здания до устранения выявленных нарушений, поскольку эксплуатации здания военкомата несет в себе общественную опасность, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан (военнослужащих), может нанести существенный вред охраняемым интересам неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они постановлены с учетом установленных по делу обстоятельств и при правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, не опровергают выводы судов по существу спора.
Согласно статье 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (пункт 1). Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда (пункт 2).
При рассмотрении дела судом установлено, что здание военного комиссариата Новосибирского района, г. Обь и р.п. Кольцово Новосибирской области находится в неудовлетворительном состоянии и имеет признаки аварийности, нахождение в нем граждан создает угрозу причинения вреда их здоровью, капитальный ремонт (реконструкция) здания не проведен.
Обстоятельства, свидетельствующие, что здание военного комиссариата Новосибирского района, г. Обь и р.п. Кольцово, расположенное по адресу: г. Новосибирск, ул. Трудовая, д. 13, находится в ненадлежащем техническом состоянии, имеет признаки аварийности и создает потенциальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга, установлено вступившим в законную силу указанным выше решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 2 декабря 2019 г, которое, как обоснованно отметил суд апелляционной инстанции, имеет в силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение при разрешении настоящего дела.
При указанных обстоятельствах доводы кассационной жалобы о том, что спорное здание не признано аварийным и подлежащим сносу, в порядке, установленном Положением о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, утвержденном Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 г. N 577, не опровергают выводы суда о наличии оснований для запрета эксплуатации здания, учитывая также, что указанное Положение устанавливает порядок признания объектов капитального строительства аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, в то время как в отношении здания военкомата установлены признака аварийности и необходимость осуществления капитального ремонта с целью дальнейшей эксплуатации.
Ссылка ответчика в кассационной жалобе на то, что круг лиц, в защиту которых военным прокурором было подано исковое заявление, является определенным, не может быть принята во внимание и обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд верно исходил из того, что эксплуатация здания военного комиссариата Новосибирского района, г. Обь и р.п. Кольцово создает угрозу жизни и здоровью сотрудников данного военного комиссариат, состав которых не является неизменным, а также всем его посетителям, конкретный перечень которых определить невозможно, т.е. круг лиц, для которых существует потенциальная угроза причинения вреда, является неопределенным.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, результаты которой отражены в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций.
Выводы судов, содержащиеся в решении и апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, при этом судом первой и апелляционной инстанции не допущено нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 23 сентября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации ? без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.