Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-704/2021 (УИД 02RS0006-01-2021-001144-65) по иску Енчинова Олега Осиповича к Администрации муниципального образования "Улаганский район" о признании права на получение жилищной субсидии, возложении обязанности поставить в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилья, по кассационной жалобе представителя Енчинова Олега Осиповича - Бахрамаевой Светланы Васильевны на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 30 августа 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 1 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения представителя Енчинова Олега Осиповича по доверенности Бахрамаевой Светланы Васильевны, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Енчинов Олег Осипович (далее по тексту - Енчинов О.О.) обратился в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации муниципального образования "Улаганский район" о признании права на получение жилищной субсидии при выезде из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 31 марта 2006 г.; обязании поставить в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категорию "пенсионеры" с 31 марта 2016 г. с составом семьи два человека, включая сына Енчинова Романа Олеговича (далее по тексту - Енчинов Р.О.), взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей.
Определением Улаганского районного суда Республики Алтай от 28 мая 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство регионального развития Республики Алтай, Протокольным определением Улаганского районного суда Республики Алтай от 1 мюля 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Енчинов Р.О.
Решением Улаганского районного суда Республики Алтай от 30 августа 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 1 декабря 2021 г, исковые требования Енчинова О.О. оставлены без удовлетворения.
Представитель Енчинова О.О. - Бахрамаева Светлана Васильевна обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 30 августа 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 1 декабря 2021 г. отменить, принять новый судебный акт, которым признать право на получение жилищной субсидии; обязать поставить в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категорию "пенсионеры" с 31 марта 2006 г. с составом семьи, включая сына Енчинова Р.О.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано на ошибочность вывода суда о том, что истец должен был еще состоять в категории нуждающихся и не утерять право, как нуждающийся. На момент приобретения квартиры (24 декабря 2012 г.), на момент исключения истца из списка (10 декабря 2018 г.), на момент обращения в суд по настоящему делу, в учетном деле Енчинова О.О. состав семьи продолжал значиться в числе трех человек. Только на момент обращения в суд с настоящим иском, истец просил у суда восстановить в очереди на получение жилищной субсидии на двух человек, без учета супруги, с которой развелся в июне 2011 г. Поэтому та норма, которая указана судом, 12 кв.м, на одного человека для благоустроенного жилья, фактически выдержана. Сам по себе факт приобретения жилого помещения за пределами района Крайнего Севера и приравненных к ним местности не может являться основанием для исключения истца из списка на получение жилищной субсидии. Ответчик имел право, в случае предоставления жилищной субсидии, уменьшить его размер на сумму, полученной по договору купли-продажи квартиры от 3 июля 2018 г. Основание, по которому ответчик исключил истца из списка, незаконно в силу того, что площадь приобретенной квартиры не превышала норму предоставления. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Енчинов О.О, ответчик, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Администрации муниципального образования "Улаганский район" от 11 декабря 2003 г. N 57-с Енчинов О.О. поставлен на учет для улучшения жилищных условий в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категорию "работающие".
На момент постановки на учет, 11 декабря 2003 г, Енчинов О.О. имел общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях более 15 календарных лет, не имел в собственности или ином праве жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
31 марта 2006 г. Енчинову О.О. назначена трудовая пенсия по старости.
6 июня 2006 г. Енчинов О.О. обратился в Администрацию муниципального образования "Улаганский район" с заявлением (рапортом) об отнесении его к категории "пенсионеры", с составом семьи три человека, в число которых входила супруга ФИО13, сын Енчинов P.O.
7 июня 2011 г. Енчинов О.О. расторг брак с супругой Енчиновой З.Т, состав семьи Енчинова О.О. уменьшился до двух человек.
24 декабря 2012 г. Енчинов О.О. приобрел за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей жилое помещение (квартиру) площадью 34, 8 кв.м, в г. "адрес", собственником которого был по 10 июля 2018 г, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.
По состоянию на 24 декабря 2012 г. учётная норма площади жилого помещения, необходимая для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, в соответствии с постановлением Администрации г. Горно-Алтайска от 21 марта 2006 г. N 33, составляла 11 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
После 10 июля 2018 г. Енчинов О.О. в собственности жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не имел.
С 2008 по 2018 гг. Енчинов О.О. ежегодно подтверждал свое право и желание быть участником мероприятия и проходил перерегистрацию в качестве участника программы переселения, о расторжении брака, о приобретении жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не сообщал.
10 декабря 2018 г. постановлением Администрации муниципального образования
"Улаганский район" N 769 на основании подпункта "д" пункта 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2020 г. N 879 Енчинов О.О. снят с учета как нуждающийся в улучшении жилищных условий и исключен из списка участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Решением Улаганского районного суда Республики Алтай от 19 марта 2019 г, вступившим в законную силу, Енчинову О.О. отказано в удовлетворении иска о признании постановления от 10 декабря 2018 г. N 769 в части исключения из списка незаконным, восстановлении в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Енчинов О.О, указав, что само по себе приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера не может являться основанием для исключения из очереди на получение жилищной субсидии, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", пунктом 1 части 1 статьи 29, статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что Енчинов О.О. утратил право на получение жилищной субсидии, поскольку перестал соответствовать условию нуждаемости в жилых помещениях за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с приобретением 24 декабря 2012 г. жилого помещения площадью 34, 8 кв.м. на семью из двух человек, превышающего учетную норму площади жилого помещения на территории г. Горно-Алтайска, и обоснованно был снят с учета как нуждающийся в улучшении жилищных условий и исключен из списка участников государственной программы переселенцев из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, что также установлено вступившим в законную силу решением Улаганского районного суда Республики Алтай от 19 марта 2019 г. по спору между Енчиновым О.О. и Администрацией муниципального образования "Улаганский район".
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился, указав, что на момент снятия Енчинова О.О. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, законодательством было установлено, что право на жилищную субсидию имеют лица либо не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей либо нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Приобретение Енчиновым О.О. за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей жилого помещения (квартиры), площадью 34, 8 кв.м, в г. "адрес", привело к утрате права на получение социальной выплаты. Енчинов О.О. не уведомил Администрацию муниципального образования "Улаганский район" о приобретении им в собственность жилого помещения на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, продолжал состоять на учете в Списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не имея на то правовых оснований. Тот факт, что постановление администрации о снятии Енчинова О.О. с учета было принято спустя длительное время после приобретения им квартиры, является следствием невыполнения Енчиновым О.О. обязанности по предоставлению соответствующих сведений в Администрацию муниципального образования "Улаганский район" и вопреки доводам апелляционной жалобы не влечет отмену решения суда.
Признавая несостоятельными доводы апелляционной жалобы Енчинова О.О. относительно того, что он до настоящего времени имеет право на получение жилищной субсидии, так как отвечает требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", суд апелляционной инстанции указал, что поскольку Енчинов О.О. произвел отчуждение жилого помещения 10 июля 2018 г, следовательно, в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации в настоящее время истец не может быть признан имеющим право на получение жилищной субсидии в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ с 31 марта 2006 г.
Довод апелляционной жалобы Енчинова О.О. о том, что подпункт "д" пункта 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" утратил силу с 23 октября 2020 г, суд апелляционной инстанции признал не влекущим отмену решения суда и не свидетельствующим о незаконности снятия Енчинова О.О. с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий 10 декабря 2018 г. Действующая редакция Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 требует от заявителя наличие оснований, дающих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", которая в свою очередь предусматривает условие обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации. Таким образом, нуждаемость является одним из обязательных условий возникновения права на получение жилищной субсидии. При этом, граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, должны нуждаться в улучшении жилищных условий весь период нахождения на учете на получение жилищных субсидий (социальных выплат).
Признавая несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм действующего законодательства доводы апелляционной жалобы Енчинова О.О. о том, что суд при принятии решения необоснованно руководствовался положениями постановления Президиума Верховного Совета Республики Алтай от 21 января 1993 г. N 3, решения Совета депутатов муниципального образования "Улаганский район" относительно установления нормы предоставления жилого помещения и ошибочно сослался на статью 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции указал, что в решении суда подробно изложены мотивы, по которым судом первой инстанции была принята во внимание норма предоставления жилого помещения, составляющая 11 кв.м, на человека, оснований сомневаться в правильности выводов суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Таким образом, условиями, влияющими на право получения жилищной субсидии по упомянутому Федеральному закону являются: отсутствие у лиц, претендующих на субсидию, других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или если жилые помещения имеются, то указанные лица должны являться нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Порядок регистрации и учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", регулируется Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 (далее по тексту - Положение).
Пунктами 24, 25 Положения установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пункте 17 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен пунктом 21 Положения.
Подпунктом "д" пункта 21 Положения было предусмотрено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае приобретения (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2086-О, следует, что положения Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" направлены на оказание мер социальной поддержки в жилищной сфере, в которой действуют конституционные гарантии для лиц, нуждающихся в жилье, закрепленные в статье 40 Конституции Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
В соответствии с постановлением Администрации г. Горно-Алтайска от 21 марта 2006 г. N 33 учетная норма площади жилого помещения, необходимая для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, составляла 11 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь вышеизложенными нормами права, регулирующими спорные правоотношения, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, обоснованно исходили из того, что в силу закона обязательным условием возникновения права на получение жилищной субсидии является отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с чем с момента приобретения жилого помещения на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, расположенного по адресу: в г. "адрес" общей площадью 34, 8 кв.м, превышающей учетную норму площади жилого помещения на территории г. Горно-Алтайска, Енчинов О.О. утратил право на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, указаний суда кассационной инстанции, выводы судов первой и апелляционной инстанций надлежащим образом мотивированы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, основаны на неверном толковании приведенных норм материального права.
Ссылки представителя Енчинова О.О. на кассационные определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу выше приведенных норм материального права приобретение жилья, превышающей учетную норму, за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей свидетельствует об отсутствии права на получение жилищных субсидий, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 30 августа 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 1 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Енчинова Олега Осиповича - Бахрамаевой Светланы Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.