Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Папушина Н.Ю., рассмотрев кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия "ЖКХ Селенга" на апелляционное определение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 22 февраля 2022 г. по гражданскому делу N 2-1921/21 по иску Муниципального унитарного предприятия "ЖКХ Селенга" к Артюхова С.Х. о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "ЖКХ Селенга"" (далее - МУП "ЖКХ Селенга") обратилось в суд с иском к Артюхова С.Х. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в котором с учетом уменьшения размера исковых требований просило взыскать 10589, 21 рублей, расходы по уплате госпошлины. В обоснование требований истцом указано, что Артюхова С.Х. является собственником жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: "адрес", мкр "адрес", "адрес", а также потребителем предоставляемых коммунальных услуг
Вместе с тем, ответчица в нарушение требований закона своевременно и в полном объеме не производит получаемых услуг, что привело к образованию задолженности. В добровольном порядке задолженность не погашена.
Решением мирового суда судебного участка N 2 Кабанского района Республики Бурятия от 25 октября 2021 г. исковые требования удовлетворены. С Артюхова С.Х. в пользу МУП "ЖКХ Селенга" взыскана задолженность за оказанные коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10589, 21 рублей, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 423, 57 рублей.
Апелляционным определением Кабанского районного суда Республики Бурятия от 22 февраля 2022 г. решение мирового судьи судебного участка N 2 Кабанского района Республики Бурятия от 25 октября 2021 г. изменено, исковые требования удовлетворены частично. С Артюхова С.Х. в пользу МУП "ЖКХ Селенга" взыскана задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3717, 11 рублей, судебные расходы 148, 68 рублей.
В кассационной жалобе МУП "ЖКХ Селенга" ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как принятого с нарушением норм материального права. В частности, в жалобе автор выражает несогласие с выводами суда, в части корректировки платы за отопление.
Определением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Папушиной Н.Ю. от 20 апреля 2022 г. кассационная жалоба принята к производству Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
При проверке представленных материалов дела и судебных постановлений по доводам заявителя оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не усматривается, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ на граждан и организации возложена обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Такая обязанность возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (подпункт 5 части 2 ст. 153 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным жилым домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статья 154 ЖК РФ).
Как определено частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Судами установлено, что Артюхова С.Х. зарегистрирована и проживает в жилом помещении многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", мкр. "адрес" "адрес".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности МУП "ЖКХ Селенга" является передача пара и воды. По Уставу МУП "ЖКХ Селенга" целью и предметом деятельности предприятия является предоставление населению коммунальных услуг.
Согласно приказам Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия для потребителей, МУП "ЖКХ Селенга" установлены тарифы на горячую воду, на тепловую энергию, холодное водоснабжение.
Судами установлено, что ответчица не в полном объеме оплачивала коммунальные услуги. Задолженность возникла в результате произведенной в январе 2021 г. корректировки за потребленные в 2020 г. коммунальные услуги.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования МУП "ЖКХ Селенга", мировой судья признал расчет задолженности верным, в связи с чем пришел к неправильному выводу о взыскании задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10589, 21 рублей.
Однако суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции не согласился исходя из следующего.
Порядок расчета оплаты за отопление определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила N 354).
Из материалов дела следует, что в многоквартирном "адрес", "адрес", установленный общедомовой прибор учета тепловой энергии (далее - ОДПУ) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был выведен из эксплуатации, в связи с истечением срока поверки.
В результате корректировки в январе 2021 г. платы за отопление и Артюхова С.Х. произведено доначисление платы за услугу отопления в размере 8490, 67 рублей (4727, 63+3763, 04), что отражено в счете на оплату за январь 2021 г. (л.д. 138).
На основании распоряжения и.о. заместителя руководителя Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора Шагдуевой П.В. от ДД.ММ.ГГГГ N в отношении МУП "ЖКХ Селенга" проведена проверка.
Согласно акту проверки N-A (л.д. 56-61) в 2020 г. расчет платы за в отопление произведен исходя из средних показаний ОДПУ за 2019 г, в феврале 2021 г. произведена корректировка, исходя из данных за 2020 г. в виде доначисления на лицевые счета потребителей. В связи с тем, что ОДПУ, установленный в блоке 2, выведен из эксплуатации ДД.ММ.ГГГГ, объем тепловой энергии должен рассчитываться, исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с пунктами 42(1), 59(1) и 60(1) Правил N 354.
Из смысла указанных норм, следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ объем тепловой энергии должен быть определён по п. 59(1), исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, а с октября 2019 г. по октябрь 2020 г. по пункту 60(1) Правил N 354, т.е. исходя из норматива потребления.
Вместе с тем в нарушение требований пунктов 42(1), 59(1), 60(1) Правил N 354 расчет платы за отопление жителям блока N производился МУП "ЖКХ Селенга" исходя из показаний прибора учета за предыдущий период.
В ходе проверки также выявлено, что при проведении корректировки платы МУП "ЖКХ Селенга" неверно определен объем тепловой энергии за декабрь 2020 г, в результате чего излишне предъявлено к оплате 32413, 27 рублей (33, 63 Гкал). По результатам проверки МУП "ЖКХ Селенга" произведен перерасчет корректировки платы, по результатам которого на лицевые счета жителей блока N "адрес" мкр. "адрес" "адрес" возвращено 32413, 27 рублей (33, 63 Гкал).
Таким образом, в ходе проверки установлено, что в нарушение требований статьи 157 ЖК РФ, пунктов 42(1), 59(1), 60(1) Правил N 354 при проведении корректировки платы за отопление за расчетные периоды 2020 г. МУП "ЖКХ Селенга" неверно определен объем тепловой энергии, затраченной на предоставление коммунальной услуги "отопление", что повлекло увеличение платы за отопление для жителей многоквартирного "адрес" мкр. Солнечный "адрес".
По результатам проверки на счет Артюхова С.Х. в марте 2021 г. возвращено 899, 44 рублей (л.д. 140).
Согласно абзацу 2 пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац 3 п. 42(1)).
Согласно п. 59(1) плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В пункте 60(1) Правил N 354 указано, что по истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается: за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42(1) настоящих Правил.
Таким образом, в 2020 г. при определении платы за отопление в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ОДПУ не эксплуатировался) ресурсоснабжающая организация была обязана производить начисления по нормативам, с момента ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ - по показаниям ОДПУ.
Судами установлено, что в январе 2021 г. истом проведена корректировка платы по формуле 3(4) Правил N 354, что следует из представленных истцом разъяснений к перерасчету начислений коммунальной услуги по отоплению.
Учитывая содержание формулы расчета корректировки 3(4), при проведении корректировки в январе 2021 г. ресурсоснабжающая организация была обязана исходить из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, который не эксплуатировался в течение всего 2020 г. (был введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ).
Произведение корректировки платы за отопление при отсутствии показаний ОДПУ тепловой энергии в течении всего 2020 г, не соответствует требованиям закона, ведет к неверной корректировке, чем нарушает права потребителей коммунальной услуги.
Вместе с тем, судом второй инстанции установлено, что перерасчет в марте 2021 г. в результате проверки Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора в размере минус 899, 44 рублей произведен в интересах потребителя коммунальной услуги.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что помимо доначисленной в январе 2021 г. суммы 8490, 67 рублей в результате корректировки ответчик в нарушение статей 67, 153 ЖК РФ, статей 309, 310 ГК РФ нерегулярно и не в полном объеме оплачивала коммунальные услуги в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем с ответчицы подлежит взысканию задолженность в размере 3717, 11 рублей.
При этом материалами дела подтверждается, что по существу доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и конкретных доказательств, на основании которых они установлены. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом допущено не было.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления кассационная жалоба не содержит, оснований для её удовлетворения не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судья
определил:
апелляционное определение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 22 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия "ЖКХ Селенга" - без удовлетворения.
Судья Н.Ю. Папушина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.