Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С. Б, судей Андугановой О.С, Новожиловой И. А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2858/2021 (УИД 55RS0004-01-2021-003630-21) по иску Корнева Н.Г. к командиру Войсковой части 77112, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным решения, возложении обязанности, по кассационной жалобе Корнева Н.Г. на решение Октябрьского районного суда г. Омска Омской области от 4 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 2 февраля 2022 г.
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 2 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Корнева Н.Г. (далее - Корнева Н.Г, истец) обратилась в суд с иском к командиру войсковой части 77112, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в предоставлении выплат медицинским работникам, об обязании осуществить выплаты стимулирующего характера при выполнении трудовой деятельности с пациентами с установленным диагнозом новая коронавирусная инфекция с мая 2020 г. по декабрь 2020 г, с января 2021 г. по май 2021 г.
В обоснование заявленных требований Корнева Н.Г. указала, что работает в медицинском пункте войсковой части 77112 заведующей аптекой с октября 2003 года, работодателем является Министерство обороны Российской Федерации в лице командира войсковой части 77112 подполковника Федорова С.А. Исполняя свои должностные обязанности, истец обеспечивала лечебный процесс медицинским имуществом (лекарственные средства, медпрепараты и т.п.): осуществляла прием, хранение, выдачу медицинского имущества по требованиям в функциональные подразделения медицинского пункта и по индивидуальным рецептам на руки пациентам.
Обращаясь с иском в суд, Корнева Н.Г. ссылалась на то, что в соответствии со своими должностными обязанностями относится к категории медицинских работников, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи в виде обеспечения медикаментами, дезинфекционными средствами, защитной одеждой, а также осуществляющих санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия и мероприятия по их обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в виде поставки вакцины, дезинфекционных средств, средств защиты (одежда, маски, перчатки).
В период с мая 2020 года по май 2021 года часть военнослужащих, с которыми истец контактировала, выдавая им медицинские препараты, заболевали новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) и проходили лечение в военном госпитале, больницах г. Омска, однако до настоящего времени вышеуказанные стимулирующие выплаты за период с мая 2020 года по настоящее время истцу командиром войсковой части 77112 не назначались и не производились.
19 апреля 2021 г. истец в составе коллектива медицинского пункта в/ч 77112 обратилась к командиру войсковой части 77112 с письменным заявлением о предоставлении специальных социальных выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, но по результатам рассмотрения заявления командир войсковой части 77112 отказал истцу в реализации права на данные выплаты.
Полагает, что решение командира войсковой части 77112 об отказе в предоставлении специальных социальных выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, предусмотренных в качестве государственной социальной поддержки медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, является незаконным и нарушающим права истца.
Корнева Н.Г. просила суд признать незаконным решение командира войсковой части 77112 об отказе в предоставлении специальных социальных выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, предусмотренных в качестве государственной социальной поддержки медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией; обязать командира в/ч 77112 произвести специальные социальные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, как медицинскому работнику, контактировавшему при исполнении возложенных трудовых обязанностей с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), с мая по декабрь 2020 года, с января по май 2021 года; взыскать с командира войсковой части 77112 в ее пользу государственную пошлину.
Решением Октябрьского районного суда г. Омска Омской области от 4 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 2 февраля 2022 г. в удовлетворении исковых требований Корневой Н. Г. отказано.
В кассационной жалобе Корнева Н.Г. просит об отмене решения Октябрьского районного суда г. Омска Омской области от 4 октября 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 2 февраля 2022 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы Корневой Н.Г. указано на неправильное определение судами обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм процессуального права. Корневой Н.Г. указано, что в ее должностные обязанности входит обеспечение оказания медицинской помощи (первичной медико-санитарной помощи) пациентам, которые обращаются в медицинский пункт, как военнослужащим войсковых частей 77112, 43189, так и гражданскому персоналу, что соответствует разъясненным правилам п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762, пунктам "а", "б" и "в" постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N1896. Полагает ошибочными выводы судов, что она не является медицинским работником, а относится к фармацевтическим работникам, поскольку должность заведующего аптекой включена в штат медицинского пункта войсковой части 77112, ей установлен класс условий труда аналогичный медицинским работникам, осуществляющим трудовую деятельность вместе с ней в медицинском пункте, а следовательно, она является медицинским работником.
В кассационной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации Петренко В.В. просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 2 февраля 2022 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы Министерство обороны Российской Федерации указало на необоснованную отмену судом апелляционной инстанции решения суда первой инстанции и признании за истцом права на получение стимулирующих выплат в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312, от 23 ноября 2020 года N 1896 и приказами Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2020 г. N537, от 24 февраля 2021 г. N110.
Командиром войсковой части 77112 на кассационную жалобу Корневой Н.Г. принесен письменный отзыв, в котором просит оставить без изменения апелляционное определение Омского областного суда от 2 февраля 2022 г.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Корнева Н.Г, представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации, представитель ответчика Войсковой части 77112, представитель третьего лица ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области", сведений о причине неявки не изложили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобах, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 1 декабря 2008 г. между войсковой частью 77112, в лице врио командира войсковой части 77112 Свичкаря А.Г, и Корневой Н.Г. заключен трудовой договор N, по условиям которого истец принята на должность заведующей аптекой медицинского пункта. Дата начала работы с 1 октября 2003 г.
19 апреля 2021 г. работниками медицинского пункта, в том числе Корневой Н.Г, подано на имя командира войсковой части 77112 заявление о разъяснении по выплатам ежемесячных надбавок за риски заражения новой коронавирусной инфекцией.
12 мая 2021 г. командиром войсковой части 77112 заявителям было отказано, поскольку медицинским работникам войсковой части 77112 специальные социальные выплаты не положены, в связи с тем, что данная надбавка выплачивается личному составу, оказывающему медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Обращаясь в суд, Корнева Н.Г. указывая, что в период с мая 2020 года по май 2021 года часть военнослужащих, с которыми истец контактировала, выдавая им медицинские препараты, заболевали новой коронавирусной инфекцией и проходили лечение в военном госпитале, больницах города Омска, просила признать незаконным решение командира войсковой части 77112 об отказе в предоставлении специальных социальных выплат и обязать произвести данные выплаты.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что выплата стимулирующего характера осуществляется в пользу медицинских работников, имеющих непосредственный контакт с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что должность Корневой Н.Г. по своим должностным обязанностям не относится к должностям с соответствующим видом трудовых обязанностей, поименованным в постановлениях Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312 и от 23 ноября 2020 г. N 1896. Корневой Н. Г. не представлено доказательств того, что по своим трудовым обязанностям она имела непосредственный контакт с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
В решении суда также сделан вывод о пропуске истцом трехмесячного срока для обращения с заявлением по выплатам за период с мая 2020 года по март 2021 года включительно.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 2 февраля 2022 г. решение Октябрьского районного суда г. Омска Омской области от 4 октября 2021 г. оставлено без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационных жалоб не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационных жалоб не опровергаются.
В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Частями 1 и 2 ст. 135 ТК РФ установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ч. 1 ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными названным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В связи с ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, для работников здравоохранения, осуществляющих трудовую деятельность в особых условиях труда и нагрузка которых значительно возросла, Президентом Российской Федерации было поручено Правительству Российской Федерации принять решение о выделении средств из федерального бюджета на стимулирующие выплаты медицинским и иным работникам.
Во исполнение данного поручения Правительством Российской Федерации был утвержден ряд нормативных правовых актов, предусматривающих основания и порядок осуществления стимулирующих выплат в пользу медицинских работников.
В период с 3 апреля 2020 г. по 1 ноября 2020 г. действовало постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N415, которым утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415).
Согласно п. 10 указанных Правил средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 данных Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления, в размерах, установленных данным Постановлением, в том числе:
- врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам - инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам - педиатрам, врачам - педиатрам участковым, врачам- терапевтам, врачам - терапевтам участковым, врачам - пульмонологам) (подпункт "г" пункта 10)
- среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе среднему медицинскому персоналу фельдшерско - акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, фельдшерских здравпунктов (подпункт "д" пункта 10);
- врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам - инфекционистам, врачам - анестезиологам - реаниматологам) (подпункт "ж" пункта 10).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312 "Об установлении в 2020 году выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач медицинским работникам, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312) предусмотрено аналогичное правовое регулирование и предусмотрены меры поддержки для медицинских работников организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная или приравненная к ней служба.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312 в 2020 году установлена выплата стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплату стимулирующего характера за сложность выполняемых задач медицинским работникам, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в следующих размерах:
- врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-пульмонологам), а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию офицерами, и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, в размере 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (подпункт "г").
- среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико- санитарной помощи, в том числе, среднему медицинскому персоналу фельдшерско- акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, фельдшерских здравпунктов, а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами), и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, - 40 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (подпункт "д").
- врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам-инфекционистам, врачам-анестезиологам-реаниматологам), а также военнослужащим, замещающим воинские должности, подлежащие комплектованию офицерами, и сотрудникам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, - 100 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (подпункт "ж").
Вышеуказанные выплаты стимулирующего характера осуществляются за период с 1 апреля 2020 г, но не ранее даты регистрации на территории субъекта Российской Федерации подтвержденного случая новой коронавирусной инфекции, за фактически отработанное время, время исполнения обязанностей военной службы (выполнения служебных обязанностей) (пункт 5 постановления).
При этом п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312 на федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная или приравненная к ней служба, возложена обязанность утвердить порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 15 октября 2020 г. N 537 утверждены Порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам и за сложность выполняемых задач военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту (работающим) в воинских частях, организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также медицинским работникам и военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту (работающим) в организациях санитарно-эпидемиологического надзора Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющим государственный санитарно- эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации (далее по тексту - Порядок, утвержденный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2020 г. N537).
В соответствии с п. 2, 3 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2020 г. N537 выплата стимулирующего характера осуществляется в размерах и за период, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N1312, работникам, оказывающим медицинскую помощь (скорую медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь, специализированную медицинскую помощь) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, за фактически отработанное время и военнослужащим за время исполнения обязанностей военной службы, аналогичных трудовым функциям работников, указанных в настоящем пункте.
Выплата стимулирующего характера также осуществляется работникам и военнослужащим, направленным в воинские части, организации, указанные в пункте 2 названного Порядка.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 были также утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении в апреле - октябре 2020 года выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Согласно п. 11 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. N484 Правил выплаты стимулирующего характера в соответствии с данным постановлением полагаются следующим категориям медицинских работников:
а) оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 50 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи - 25 тыс. рублей в месяц;
б) оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тыс. рублей в месяц (пункт 11 Постановления N 484).
Положениями п. 1.1 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2020 г. N 1006-р на Минобороны России возложена обязанность обеспечить осуществление подведомственными организациями и их структурными подразделениями, воинскими частями (в том числе оказывающими скорую медицинскую помощь), фактически оказывающими медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, выплат стимулирующего характера медицинским работникам, в том числе военнослужащим и приравненным к ним лицам, иным работникам, в том числе военнослужащим и приравненным к ним лицам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в следующих размерах:
а) оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19:
врачам - 50 тыс. рублей в месяц;
среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи, в том числе военнослужащим и приравненным к ним лицам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям работников, - 25 тыс. рублей в месяц;
б) оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19:
врачам - 80 тыс. рублей в месяц;
среднему медицинскому персоналу, в том числе военнослужащим и приравненным к ним лицам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям работников, - 50 тыс. рублей в месяц;
младшему медицинскому персоналу, в том числе военнослужащим и приравненным к ним лицам, выполняющим обязанности, аналогичные трудовым функциям работников, - 25 тыс. рублей в месяц.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 мая 2020 г. N 225дсп утвержден порядок осуществления ежемесячной стимулирующей выплаты за важность выполняемых задач военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам воинских частей (подразделений) и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Данный порядок устанавливает правила выплаты ежемесячной стимулирующей выплаты за важность выполняемых задач военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам воинских частей (подразделений) и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Из приведенных выше нормативных положений следует, что в части выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, за сложность выполняемых задач, для медицинских работников, проходящих военную службу и работающих в воинских частях, предусмотрено аналогичное нормативно-правовое регулирование, как и для медицинских работников государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения, несмотря на то, что закреплено оно было в разных нормативных правовых актах.
При этом, действующим в период с 1 апреля по 31 октября 2020 года правовым регулированием предусматривались два вида выплаты стимулирующего характера для данной категории работников:
- для медицинских работников, контактирующих в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и с пациентами из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в том числе в ходе оказания им первичной медико-санитарной помощи;
- для медицинских работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусной инфекцией, в частности, осуществляющих лечение таких лиц в стационарных условиях (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2020 г. N 1006-р, Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 мая 2020 г. N 225дсп).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" на период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года (в последующем действие продлено до 31 декабря 2022 года) предусмотрена специальная социальная выплата медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19); признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415.
Постановлением Правительством Российской Федерации 23 ноября 2020 г..N 1896 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, Государственной противопожарной службы, а также работников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г..N 1312, и в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, а также работников воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), установлено производить ежемесячно, с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года (в последующем
действие продлено до 31 декабря 2022 года), специальную социальную выплату за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленную для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, следующим категориям работников, поименованных в подпункте "а" пункта 1:
- оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе:
- врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, а также военнослужащие, сотрудники и работники, выполняющие обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену (абзац четвертый);
- врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, а также военнослужащие, сотрудники и работники, выполняющие обязанности, аналогичные трудовым функциям соответствующих работников, - 2430 рублей, 1215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
Также отдельно в перечне лиц, которым производится отдельная специальная выплата за работу в медицинских учреждениях подпунктами "б" и "в" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 23 ноября 2020 г. N1896 отдельно поименованы врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2430 рублей, 1215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительством Российской Федерации 23 ноября 2020 г. N 1896 специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце. Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно. Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени или отработанного служебного времени за дни работы (службы) в соответствующем календарном месяце, в которые работник (военнослужащий, сотрудник) привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, привлекался к санитарно-эпидемическим (профилактическим) мероприятиям и мероприятиям по их обеспечению на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
В целях своевременного обеспечения специальной социальной выплатой и дополнительной специальной социальной выплатой медицинским и иным работникам Вооруженных Сил Российской Федерации, военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих право на вышеуказанные выплаты, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2021 г. N110 утвержден Порядок и условия осуществления специальной социальной выплаты и дополнительной специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военнослужащим, проходящим военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), пунктом 2 которого предусмотрено, что специальная социальная выплата (дополнительная специальная социальная выплата) осуществляется при условии отнесения работников и военнослужащих к категориям лиц, предусмотренным пунктом 1 постановления N 1896.
Таким образом, с 1 ноября 2020 года предусмотрена специальная социальная выплата для таких категорий врачей и медицинских работников как:
- оказывающих медицинскую помощь (участвующих в ее оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи), в том числе первичную медико-санитарную помощь, по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (при этом для работников стационарных подразделений она предусмотрена в повышенном размере);
- не оказывающих вышеуказанную медицинскую помощь, но контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции при исполнении должностных обязанностей.
Согласно Положению о центре обеспечения (ракетной армии) медицинский пункт является подразделением центра обеспечения, который носит наименование войсковой части 77112.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 3910 от 29 декабря 2012 г. "О представительствах Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателей в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что полномочия работодателя в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации обладают командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.
Соответственно, полномочиями работодателя в отношении Корневой Н.Г. осуществляет командир войсковой части 77112.
На основании выписки из штата N войсковой части 77112 в медицинском пункте состоят должности: начальник пункта - врач-терапевт, врач-терапевт, врач- стоматолог, заведующая аптекой, медицинская сестра 3 ед, санитарка, водитель автомобиля 2 ед.
Корнева Н.Г. занимает должность заведующей аптекой, имеет высшее образование по специальности фармация, квалификацию - провизор.
В должностные обязанности заведующей аптекой медицинского пункта согласно должностной инструкции входит в мирное время правильно и своевременно истребовать и получать (принимать) медицинскую технику и имущество; своевременно выдавать в медицинский пункт части и подразделения части медицинскую технику и имущество, не допускать недостач и излишков; правильно и своевременно готовить лекарства по рецептам и требованиям, производить расфасовку и контроль медикаментов, спиртовых растворов, растворов пергидроля, хранение и отпуск хлорсодержащих, инсектицидных, репеллентных, дезинфицирующих веществ в подразделениях медицинского пункта; соблюдать правила хранения медицинской техники и имущества, своевременно использовать и освежать препараты с ограниченными сроками годности; принимать участие в освежении и пополнении дефектуры неприкосновенного запаса медицинской техники и имущества; содержать помещение и оборудование аптеки в надлежащем санитарном состоянии; не реже одного раза в месяц проверять наличие, правильность хранения, учета и расхода ядовитых и наркотических веществ в медицинском пункте части; знать табельное медицинское имущество, своевременно производить метрологическую проверку медицинской аппаратуры.
В силу п. 2.2 утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1183н Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, должность "провизор", "заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации" относится к фармацевтическим работникам с высшим профессиональным (фармацевтическим) образованием (провизоры).
В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.
Под медицинской деятельностью, в соответствии с вышеназванным законом, понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Фармацевтический работник - физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (далее - лекарственные препараты), их изготовление, отпуск, хранение и перевозка (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Медицинская и фармацевтическая деятельность, медицинские и фармацевтические работники, их права и обязанности, меры стимулирования разделяются положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу, что Корнева Н.Г. не является медицинским работником, относится к фармацевтическим работникам, имея высшее фармацевтическое образование и должностные обязанности в сфере оборота лекарственных средств.
Следовательно, оснований для удовлетворения требований Корневой Н.Г. не имеется.
Доводы жалобы Корневой Н.Г. о том, что она участвует в обеспечении оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, основаны на неверном толковании правовых норм.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В соответствии с п. 4 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
При этом медицинское вмешательство - это выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право па осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
В соответствии с п. 2 Положения об организации оказания первичной медико- санитарной помощи взрослому населению, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 N 543н, организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N 1 - 27 к названному Положению.
Участие в оказании первичной медико-санитарной помощи принимает средний медицинский персонал, к которому относится в том числе медицинская сестра, фельдшер.
Обеспечение условий для оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется младшим медицинским персоналом, к которым относятся, в том числе, санитар, младшая медицинская сестра по уходу за больными.
Следовательно, Корнева Н.Г. не осуществляет обеспечение оказания медицинской помощи, не оказывает медицинские услуги, и соответственно не имеет право на получение спорных выплат.
Кроме того, судом апелляционной инстанции верно указано, что в материалах дела отсутствуют доказательства в подтверждение ссылок Корневой Н.Г. на наличие контактов, посредством выдачи лекарств, лицам, которым впоследствии был установлен диагноз новой коронавирусной инфекции.
Ссылки в жалобе Корневой Н.Г. о том, что коэффициент микробного воздействия 3, 2, аналогичен как у врача и медперсонала, не является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений на основании следующего.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426 "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
В соответствии с представленной в материалы дела картой N специальной оценки условий труда рабочему месту - заведующий аптекой установлен класс условий труда 3, 3 (химический - 3, 2; биологический - 3, 2; параметры световой среды - 3, 2). Используемое оборудование: ПЭВМ, фармацевтическое оборудование.
По результатам оценки труда Корневой Н.Г. предоставлены следующие гарантии и компенсации: повышенная оплата труда; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск; сокращенная продолжительность рабочего времени; молоко или другие равноценные пищевые продукты; проведение медицинских осмотров.
Установление класс условий труда аналогичного медицинским работникам не влечет за собой признание их должностей и функций тождественными.
Вопреки доводам жалобы Корневой Н.Г. о применении к правоотношениям между сторонами постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415, от 30 октября 2020 г. N1762, несмотря на аналогичное правовое регулирование для медицинских работников государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения и для медицинских работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, к последним вышеуказанные акты не применяются.
Доводы жалобы представителя Министерства обороны Российской Федерации о необоснованной отмене судом апелляционной инстанции решения суда первой инстанции и признании за истцом права на получение стимулирующих выплат в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1312, от 23 ноября 2020 года N 1896 и приказами Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2020 г. N537, от 24 февраля 2021 г. N110, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 2 февраля 2022г. решение Октябрьского районного суда г. Омска Омской области от 4 октября 2021 г. об отказе истцу в удовлетворении исковых требований оставлено без изменения.
Доводы, приводимые Министерством обороны Российской Федерации в кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 2 февраля 2022 года, не соответствуют фактически принятым судами актам об отказе в иске.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационных жалоб не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Омска Омской области от 4 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 2 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Корнева Н.Г. и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.